Возвратила здоровье и жизнь!

В №6 (189) газеты «Подспорье» за VII-VIII 2019г. напечатано предложение Сергея Сергеевича Аникина о проведении Года врача-трезвенника в честь юбилея первого красноярского доктора медицины П.Н. Коновалова, активного участника трезвеннического движения России и Сибири.

Кроме всем известного хирурга, доктора медицинских наук Федора Григорьевича Углова я таких врачей-трезвенников, к великому сожалению, не знаю. Но я хочу рассказать о враче, который сделал трезвенницей меня.

Дело в том, что меня в возрасте около двух лет застудили во время репрессий, когда арестовали дедушку в 1937 году. Развился ревматизм, который в возрасте 13 лет дал атаку на сосуды головного мозга. Дома был только один приступ с потерей сознания; стараниями и внимательностью мамы до моего отъезда из отчего дома в Москву для поступления в вуз, приступов не было. А там они начались!..

Теперь, когда я глубоко познакомилась с трудами Ф.Г.Углова и Г.А.Шичко, могу твердо сказать: причиной возобновления болезни были наши частые праздничные застолья в общежитии, чаще всего — дни рождения. Это было начало 50-х годов, стипендия была маленькая, но на торжество всёже хоть одну бутылку вина, да ставили. И разливали буквально на донышко в стакане. Так что здоровым студентам существенного (видимого) вреда это не принесло, а мне вот принесло!

После IV курса я взяла академический отпуск по состоянию здоровья. Приехали родители с Севера в отпуск (он у них был за 2,5 года очень длинным, особенно, у папы). Принялись ходить по врачам, но – никакого толку! А у меня – постоянные головные боли, резкое снижение памяти… Честно говоря, мне жить не хотелось. Удерживало только, что рядом – любящие родители, не хотелось их огорчать.

И вот, наконец я вспомнила адрес одного врача, который дала мне женщина в санатории, где я после электропроцедуры (от ревматизма) потеряла сознание: «Лена, ты сходи к врачу, который принимает на улице Степана Разина, дом 3. Эта доктор вылечила мальчика из нашего дома».

Я записала адрес и забыла про него. Но вот когда мы исходили безрезультатно множество дорог и тропинок в надежде выяснить диагноз и способ лечения, вспомнила, наконец. И мы сразу туда отправились.

Там принимала врач Ремезова Ася Саввишна, как выяснилось – профессор, доктор медицинских наук, работающая в НИИ психиатрии. Докторская диссертация её была на тему о влиянии инфекционных заболеваний на центральную нервную систему.

Никаких анализов она у меня не потребовала и сама не назначила, а просто внимательно выслушала маму о том, как протекало детство, чем болела. И выписала лекарство. Мне буквально через неделю уже стало лучше. Но Ася Саввишна сказала, что лечение будет длительным, т.к. всё очень запущено. Еще она мне сказала, что может вылечить меня капитально только при условии, что я не буду курить и пить спиртные напитки. Я ответила, что не курю, а вино употребляю только по праздникам и очень немного. Она возразила: «Что значит «немного»? Абсолютно, совсем нельзя! Я запрещаю вам даже настойку валерьяны на спирту – ни капли!»

Я, конечно, не поняла – отчего и почему… Но мне уже стало легче, а ведь никто больше не смог мне помочь! И я дала слово и ей, и себе, что буду твердо воздерживаться от употребления спиртного.

При выполнении её назначений я смогла восстановить свое самочувствие и закончить образование. Поехала работать в совхоз под Новосибирском. И жива, как видите, до сих пор, о чем я и не мечтала. В декабре мне исполнится 84 года. Ася Саввишна Ремезова сделала меня трезвенницей, и жива я именно благодаря этому. Кроме того, именно она научила меня не раскисать перед трудностями, а искать выход. Был только один срыв, когда я нарушила данное ей и себе обещание (абсолютно не пить спиртное).

Это произошло в конце весны после благополучного окончания посевной в этом самом совхозе, и решено было «выехать на природу» семьями. Я тогда была не замужем, а сблизиться, сдружиться еще ни с кем не успела. Я же работала так, что домой приезжала частенько в 23 часа, а утром к 6.30 была уже у конюшни, где вместе с управляющим утверждался план работы на день. А от конюшни я на своей лошадке отправлялась по полям и отделениям совхоза. Иной раз кто-нибудь из бригадиров затаскивал меня к себе пообедать.

Так вот, выехали на природу, расселись кучками, т.е. семьями или с друзьями. Я подошла к одной кучке. Увидев меня, сразу схватили бутылку, стакан, принялись наливать вино. Я сказала: «Не надо, я не пью!». Но так, как начали активно уговаривать, отошла, подошла к другим. Там повторилась точно такая же сцена: угощение вином в знак доброго отношения считалось обязательным! И где-то на четвертой или пятой «кучке» празднующих я сдалась и выпила налитое в стакан вино!

Возможно, угощающие меня считали, что я повеселею, но у меня наоборот настроение резко испортилось. Во-первых, я нарушила слово, данное врачу и себе. Во-вторых, физическое ощущение от выпитого было не из приятных. Видимо, вино было дешевое. И почему-то ясный солнечный день для меня превратился в пасмурный… И я вскоре ушла домой.

Больше за всю мою жизнь этого, т.е. выпивки, я не допустила. Предпочитала уйти из компании, если уж очень приставали с уговорами.

Потом в течение 10 лет в случае каких-нибудь чрезвычайных обстоятельств я письменно обращалась к Асе Саввишне за советом, и она всегда мне отвечала. Также она научила меня использовать для лечения физкультуру и травы. Сама она прошла войну 1941-1945г.г. Больше я о ней ничего не знаю. Мне кажется, что она была трезвенницей, т.к. научно знала о ядовитых свойствах алкоголя и табака.

Встретилась я с ней в, очень тяжелом для меня 1959 году.

И я безмерно благодарна до сих пор доктору медицинских наук Асе Саввишне Ремезовой за то, что она мне возвратила здоровье и жизнь! Царство ей небесное! Побольше бы таких врачей!

Елена Викторовна Симонова,
Ивановская область