Интернет и подростки: риски и помощь

Буквально на днях мои ученики бурно спорили на семинаре по коррекции зрения о том, возможно ли оградить своих детей от гаджетов и интернета. А день спустя я попала на семинар, посвященный профилактике рисков пребывания в интернет-пространстве. Причем, докладчики мероприятия не просто размышляли на тему, а основывались в своих выводах на анализе опыта взаимодействия подростков в сети. В проведенном ими исследовании участвовали 553 подростка 12-17 лет и 1219 родителей.

Оказалось, что за последний год почти половина опрошенных ребят сталкивались в интернете с сексуальными изображениями, сценами насилия, жестокости, с пропагандой алкоголя, наркотиков и самоубийств. Порядка 30% опрошенных пожаловались на оскорбления, унижения, преследования, взлом профиля и кражу персональных данных.

Таким образом, можно легко классифицировать типы рисков в интернете: это коммуникационные и потребительские риски, негативный контент и технические проблемы (см. таблицу).

Однако главный риск связан с возникновением интернет-зависимости у детей, что ведёт к разобщению отношений в семье и все большее погружение подростков в виртуальную реальность.

Мои слушатели на недавнем семинаре до хрипоты спорили со мной, что они не могут лишить своего ребенка интернета, но способны ограничивать время его пребывания в нем. Однако известно, что такой контроль со стороны взрослых возможен лишь до определенного возраста. И ряд моих учеников, дети которых уже вошли в подростковый период, печально соглашались со мной. Они уже столкнулись с неуправляемостью своих подросших детей, когда лет в 13-14 они просто не слышат никаких запретов.

Самое страшное в этой ситуации является, конечно же, вовлечение детей в так называемые группы смерти. Возрастные личностные проблемы подростков искусно и профессионально используют криминальные сообщества, которые упорно внедряют в подсознание детей как ужасна жизнь и как прекрасно добровольно с ней расстаться тем или иным способом.

Об этом почти 4 года детально рассказала в «Новой газете» журналист Галина Мурсалиева. Ее статья «Группы смерти» в 51-м номере газеты в 2016 году вызвала такой шквал ненависти, обвинений и грязных угроз, что сомневаться в огромной армии врагов наших детей уже не приходится. Об этой организованной травле Мурсалиева подробно рассказывает в своей книге «Дети в сети». Автор прямо говорит, что каждому ребенку нужен шлем безопасности в интернете. А каждый родитель должен четко понимать, чем рискуют, отпуская своего ребенка в свободное плавание в виртуальной паутине.

Выпадение детей из-под контроля происходит, как правило, стремительно. Чаще всего в ходе переписки, которую дети ведут в своих закрытых профилях. Исследование подтвердило, что в пяти из шести случаев родители узнали о том, что их ребенок попал в опасную ситуацию, по косвенным признакам. Только один ребенок из всех опрошенных сам обратился за помощью к маме.

Что же советуют делать родителям авторы исследования?

Регулярно и настойчиво рассказывать своим детям о возможных опасностях и угрозах интернета, приводить примеры и разбирать вместе выход из сложных ситуаций. Предупреждать ребенка об опасных незнакомцах, с которыми можно столкнуться на просторах интернета. И, конечно, интересоваться занятостью ребенка, быть в курсе того, в каких соцсетях он имеет профили, с кем и в каких группах общается и каков характер этого взаимодействия.

Идеальный вариант – быть у своего ребенка в друзьях или стать активным участником его группы, обмениваться с ним сообщениями и обсуждать вместе волнующие темы.

Увы, чаще всего подросток уже не хочет подобного плотного общения с родителями в сети. Идти на обман и подглядывание и некорректно, и бесполезно: что потом делать с полученной таким путем информацией?

Утешает одно: дети сами зачастую боятся подстерегающих их опасностей и хотят, чтобы мы оказали им помощь.

Они не случайно размещают вдруг на своем профиле депрессивные картинки или музыку, фразы с описанием своего беспомощного состояния и информацию, вызывающую подозрение.

Поэтому следите за профилем ребенка и бдительно отслеживайте ситуации, когда он сознательно или неосознанно рассчитывает, что мы поймем, как он нуждается в нашей поддержке.

Конечно, изначально подросток рассчитывает на помощь в своей возрастной среде, и, прежде всего, транслирует свои беды друзьям по переписке. Однако, в большинстве своем они понимают, что им может помочь только заинтересованный родитель.

Я лично именно так вовремя перекрыла возможность разрушающих отношений своей юной дочери с достаточно взрослым парнем. Увидела только начало тревожной фразы из ее послания подруге. Почти директивно заставила открыть профиль, дать мне послушать все ее сообщения, а потом прокомментировать их. Дочь спокойно пошла на это. Инстинкт самосохранения оказался в данном случае сильнее интернет-зависимости.

Недавно она сама попросила меня забрать у нее телефон с интернетом, признавшись, что не выдерживает искушения и все время норовит залезть втихаря на любимую соцсеть и завести там с кем-либо отношения.

Всегда говорю – как можно дольше не давайте своим детям в руки гаджеты! Как можно больше контролируйте время их взаимодействия детей с ними! А главное, изучайте контент, который интересует вашего ребенка, или людей, которые вступают с ним во взаимодействие.

Чем больше увлечений и занятий будет у ваших детей вне виртуальной реальности, чем больше внимания вы будете уделять общению и совместному времяпрепровождению, тем меньше риски от погружения детей в виртуальную среду. Тем более полными, радостными и здоровыми будут ваши отношения с ними.

Светлана Ивановна Троицкая,
руководитель курсов восстановления зрения,