Символ трезвости

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера.

–«Вот ты гордишься своими учениками, Сократ,–улыбнулась она ему,–но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут за мной».

Мудрец же ответил так:–«Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к не приступным, чистым вершинам!»
Сократу вторил не менее знаменитый эллин Солон: « Прекрасное–трудно!» Хотя, размышляя о природе трезвости, с Солоном хочется поспорить: трезвость–прекрасна, но что же в ней трудного? Это для противоположного состояния требуются усилия: надо идти в магазин, тратить деньги на покупку зелья, к тому же расплачиваясь своим здоровьем. Для сохранения же трезвости никаких усилий, казалось бы, не нужно прикладывать: живи себе и наслаждайся жизнью! Почему же природная трезвость улетучивается с годами? Если на трезвых малышей и детей лет десяти-двенадцати смотрят как на обыкновенное дело, то уже подростков, отказывающихся от сигареты или бокала шампанского, спрашивают с подозрением: «Ты что, больной?» Общественное мнение, осуждая пьянство, и абсолютную трезвость не приемлет. Парадокс?

Разгадка сего парадокса в том, что к тому времени, когда согласно пресловутому общественному мнению взрослеющему человеку уже можно пить и курить, трезвости как норме жизни в его сознании уже не остаётся места, нормой для «нормального» человека считается «умеренное, культурное» употребление спиртного.

Нобелевскую премию 1973 года по физиологии присудили австрийскому зоологу Конраду Лоренцу. Он долгое время изучал диких серых гусей и заметил удивительное свойство птенцов воспринимать в качестве мамы птичницу, если мамы не оказалось рядом в течение 36 часов после их появления на свет. Птицы признают за свою родительницу первый увиденный движущийся объект и следуют за ним. Это явление учёный назвал импринтингом, или запечатлением,–это необратимый процесс закрепления в памяти признаков жизненно важного объекта: родителя, братьев и сестёр, места рождения, опасного врага. Для импринтинга не требуется никаких особенных условий. Процесс запечатления не связан с пищей или другим подкреплением, он возможен лишь сразу после рождения и даже при единичной встрече с объектом.

Нейробиологи исследовали врождённые механизмы запечатления и установили, что для этого процесса требуется воздействие на рецепторы родившихся животных: зрительные, обонятельные, тактильные и другие, в результате чего информация закрепляется в особом отделе мозга-медиовентральном гиперстриатуме. Чем беспомощнее родившееся существо, тем более продолжительным является у него процесс импринтинга.

Человек как часть животного мира также подвластен импринтингу. Как и другим живым существам, ему нужно запечатлеть образ матери, и на знакомство с ней природой отведён беспомощный младенческий период и раннее детство. Причём здесь трезвость? Счастливый отец несёт из роддома сына или дочь. Что понимает младенец? Если вы думаете, что ничего, то ошибаетесь. Он чувствует радость отца интуитивно, и осязаемо–запах перегара: папа уже отметил пополнение семейства. Предстоящие застолья родителей тоже впечатываются в подсознание ребёнка. Трёхлетки в детском саду по понедельникам играют не в куклы, а в…праздники, чокаются кеглями, как рюмками. Вот он, импринтинг! Что малыш видит, то и воспроизводит в игре, готовясь к будущей взрослой жизни.

«Ну не всегда же папа и мама пьяные, запечатлевается же в мозгу младенца и образ трезвых родителей?»,–спросите вы. И вот тут возникает вопрос: а каковы атрибуты трезвости? Символы пьянства (хорошо, пусть «умеренного», культурного» потребления)можно увидеть и потрогать руками–рюмки, бутылки, к зрительному ряду добавляется «шумовое оформление»–оживлённая речь в застолье, смех и радостные возгласы пирующих. Всё это подсказывает малышу: выпивка–это хорошо. А трезвость–она хотя и естественна, как воздух, как воздух же и невидима. Нету трезвости ощутимых символов!

Почему? На заре человечества люди себя не одурманивали, и само понятие трезвости родилось только тогда, когда наши предки познакомились с опьяняющими веществами. Для их внедрения в быт потребовались символы. К примеру, для обозначения выпивки на придумывали множество слов, таких, как «дерябнуть», «заложить за воротник», «остограммиться»,«принять на грудь», «промочить горло», и т.п.(сайтwordsynonum.ru приводит304 синонима!),большинство из этих зазывалок–шутливые, и неспроста: чтобы общество не спохватилось и не увидело опасности в опьянении, стараются представлять нетрезвость в смешном свете: над чем смеются, то уже не страшно. На самом деле для здоровья как отдельного человека, так семьи и общества в целом нет ничего пагубнее наркотиков.

Малыш растёт, с годами к не осознанному восприятию пития как нормы жизни добавляется и постоянное внушение уже прямой пропаганды потребления вина, водки, курения–в фильмах, в песнях, в жизни (во всех(!) продуктовых магазинах бутылки со спиртным на самом видном месте!) постоянно присутствует «алкогольная и табачная тема». Сознательно ли идёт такой вал агитации за «пьяный образ жизни»? В какой-то мере–да, как маркетинговый ход, но и не осознанно–тоже: воспроизводится то, что накрепко засело в подсознании. В городе Энгельсе на улице Льва Кассиля лет десять назад возле ресторана установили памятник официанту: бронзовая девушка в переднике держит на подносе рюмку и фужер–атрибуты алкогольного застолья. Разве официант не приносит посетителям тарелки с супом, чай и мороженое? Может быть, заказчик памятника дал установку скульптору, что «ставить» на бронзовый поднос? «Нет, я предложил рестораторам такой вариант, они согласились,–вспоминает историю создания памятника скульптор Владимир Анатольевич Пальмин.–Рюмку и фужер выбрал потому, что это первое, что в голову приходит, когда слышишь слово «официант».

На школьных уроки трезвости, проводимых добровольцами Дома трезвости, лекторам приходится преодолевать у слушателей сформированную с младенчества установку на потребление спиртного. Пусть семиклассникам ещё неведом вкус вина или пива, но в подкорке у каждого давно засела мысль: вырасту–буду пить и курить. Как папа. Как десятки людей в окружении. Пьющих и курящих видно сразу. А как распознать трезвенника? У нас непринято афишировать свою трезвость. Вы можете представить себе такое: перед началом торжества за столом кто-то говорит соседу: давай ты сейчас не будешь пить водку. А вот обратная картина привычна: «Вам налить вина или коньяка?» Тут вино и коньяк выступают символами нетрезвого застолья. А что может быть символом трезвости? В1980-х годах в период некоторого ограничения торговли алкоголем на символ трезвой трапезы претендовал самовар, но ведь и после рюмки можно чайком побаловаться. Как ни крути, не находится безоговорочного символа трезвости!

И всё-так и он есть! Это–трезвые люди. Абсолютно не приемлющие ничего дурманящего. Но только в том случае ,если они не скрывают своих взглядов ( а если утаивают–это уже анонимные трезвенники!). Символом трезвости были наши земляки–знаменитый хирург Фёдор Григорьевич Углов, оперировавший и в столетнем возрасте и не выпивший за 103 года жизни ни рюмки алкоголя, не выкуривший ни одной сигареты. Как и Дмитрий Сергеевич Худяков, ведущий краеведческой передачи «Не за тридевять земель» с 1960 года, последнюю телепередачу он подготовил осенью 2020 года на 93-м году жизни за два месяца до смерти. А разве можно не любоваться прекрасными символами трезвости–на уличных акциях общества трезвости и здоровья к снарядам подходят молодые спортсмены воздушно-силовой атлетики Эмиль Павлов, Тимур Пчелинцев, Павел Васин, Никита Матаров, Максим Брыков, Дарья Горячева, покоряющие турник сложнейшими кульбитами и услаждающие взоры зрителей «бронзой мускулов и свежестью кожи» (Маяковский). Душа радуется, глядя и на прошедших скаутскую школу студентов Вадима Пронина, Алексея Братышева, Валерию Ширикову, впитавших идеи трезвости в палаточных лагерях общества трезвости и здоровья и агитирующих за трезвость своими успехами в учёбе. Новые и новые поколения школьников формируют свой характер в общении с лидером молодёжного движения «Трезвый Саратов» инженером Алексеем Анатольевичем Мыцыковым, руководителем созданного им четыре года назад клуба робототехники при Доме трезвости. Передавая детям премудрости электроники, учитель ненавязчиво внушает и преимущества жизни без допинга. Среди его учеников и одиннадцатиклассник лицея №15г. Саратоваскаут Артём Бунякин–отличник учёбы, увлекающийся так же велоспортом и туризмом, осознанно выбравший трезвость и не упускающий случая донести до своих сверстников правду об алкоголе, табаке, других наркотиках. И таких, как Артём, немало: рождённые в ХХI веке отказываются от внедрённой в середине прошлого столетия традиции отмечать спиртным все радостные и горестные события (в начале ХХ века Россия–в числе самых трезвых стран ,Великую Отечественную войну выиграло поколение, рождённое в годы «сухого закона»).

Конечно же, на каждом шагу нам, трезвенникам, не стоит агитировать собеседников за возвращение своей природной трезвости, а преимущества жизни без наркотиков (алкоголь и никотин–самые социально опасные наркотики, поскольку юридически наркотиками не считаются) утверждать своим образом жизни таким, чтобы каждому захотелось последовать примеру здравомыслия и трезвомыслия. Жить так, чтобы сладость трезвой жизни была видна не вооружённым взглядом и вызывала…Нет, не зависть, а непреодолимое желание самому стать символом трезвости и присоединиться к большинству: мало кто знает, что две трети населения планеты живут трезво!

Родителям же, стремящимся вырастить своих чад здоровыми и умными, надо не забывать про импринтинг. Собственно, к выводам нобелевского лауреата Конрада Лоренца о важности примера для воспитания давным-давно пришли наши предки, с формулировавшие научные постулаты генетики и психологии в пословицах «Яблоко от яблони недалеко падает» и «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Так что если хотите, чтобы ваш малыш в будущем не спился, растите его в трезвой среде. Правда, для этого вам самим нужно стать для него символом трезвости. Трудно? Да, но и–прекрасно своим педагогическим результатом в будущем. И тут прав древнегреческий философ Солон: «Прекрасное–трудно!» Без труда можно вырастить только сорняки.

Владимир ВАРДУГИН,
газета «Вопреки»№ 321