Через тернии к трезвости

Доклад Н.Т. Дегтярева на XXVIII Международном форуме по собриологии

«О русском народе ходит много диких мнений, на него взведено много напраслины, в которой он не повинен, приписаны ему качества, которых он не имел честь заслужить». Иван Гаврилович Прыжов (1827 – 1885г.г.)- русский этнограф, фольклорист, историк.

Более известен своими трудами по истории кабачества и нищенства. «Пили мёд, но хвалили трезвость, как добродетель: любили веселье, игры, забавы, музыку, пляску».  

Одним из первых произведений светской литературы созданной в 15 веке является «Словоо высокоумном Хмелю и о худоумных и нестроиных пианицах» – «Не осваивайте меня». «Се пианство нам ум погубляет, орудия портит, прибытки теряет». «Пьяница приложен есть к свинии… бо пьянстве содевается нам всё злое беззаконие.

Русский историк Н.М. Карамзин о царе Иване – 3: «Иоанн… не терпя шума и беспорядка в городе, указом запретил гнусное пьянство». С тех пор пошла по Руси пословица – «Пьян холоп – царю виноват» (перед царём). Его сын Василий распространяет  действие  «трезвых» законов на вновь приобретённые российские вотчины: «Корчем не держать».

 «Возвратившись из Казани, – читаем у И.Прыжова, Иван-4 запретил в Москве продавать водку, позволив её пить одним лишь опричникам, и для их попоек построил на Балчуге особый дом, называемый по татарски кабаком».

Но, далее алкоголизация, как поганки на навозной куче стала постепенно  распространяться. (2)

Джилс Флетчер отправленный в 1588 году королевой Елизаветой в Россию писал: «В каждом большом городе устроен кабак или питейный дом, где продаётся водка (называемая здесь русским вином), мёд, пиво и прочее…

Но, несмотря на все эти ухищрения по навязыванию пьянства, оно  очень медленно распространялось  по Руси, так как «к воздержанию, а вместе с ним и предохранению себя от болезней, приучают русского  четыре в году поста,  приписывающих наблюдать время, количество и качество пищи, среда и пятница, а  у набожнейших и понедельник: посему и говорится пословицей: «Полдуба сухого, полдуба сырого, да макушка золотая», т.е. половина года пост, половина года мясоед, да сверху Святая Неделя». Однако, в начале 20 столетия, по данным «Комиссии по вопросу об алкоголизме» при «Обществе Охранения Народного Здравия, «Душевое потребление в России всех спиртных изделий, в переводе на безводный спирт, выше чем в Норвегии на 5%, но ниже в сравнении с Северо-Американскими  Штатами и с Голландией, приблизительно на 40%, с Швецией – вдвое, с Австро-Венгирей, Великобританией и Германией более чем втрое, с Данией, Италией и Швейцарией – более чем вчетверо, с Бельгией в пять раз,  с Францией – в семь раз ниже».

 

На Дальний Восток  России алкоголь перебирался вместе с переселенцами из центральной России, Малороссии и Белоруссии. Но уровень алколизации здесь был значительно ниже, чем в европейской части Российской империи. Местное население не было наркотизировано алкоголем. (3)  

Амурская область освоена русскими во второй половине 18 века.

Побывавший в Благовещенске Антон Павлович Чехов писал: «Последний ссыльный дышит на Амуре легче, чем генерал в центре России».

Местное население – тунгусы-эвенки вели трезвую жизнь. Государственного алкоголя не производилось, повседневное пьянство было незначительным, население предпочитало, к праздникам, бражку, самогоноварение не имело большого распространения.

Но приграничный фактор сыграл решающую роль в алкоголизации приамурского населения. Граница с Китаем, проходящая по Амуру, была мало охраняемая с обеих сторон, через неё широкой рекой текли спирт и китайская водка «Ханшин» из китайского города Сахалян.

Благовещенск и без контрабанды слыл не особо пуританским городом. Десяток крупных ресторанов дополнялись более мелкими питейными заведениями, расположенными чуть ли не через каждые пятьдесят метров. Впрочем, простой люд в питейные заведения не стремился. Пить контрабандный «Ханшин» было на много дешевле, и выменивали его на всё, что попадётся под руку. Нелегальная водка стала главной статьёй приграничной торговли.

Китайцы не скрывали, что  продавать свою водку русским очень выгодно. Ведро спирта оптом с завода в Харбине уходило примерно за два с половиной рубля. В Благовещенске его цена подрастала до 6 рублей. В то же время легальный спирт оценивался в 17 целковых. В 1913 году было задержано 2300 вёдер контрабандного спирта, в 1915-м – 8300. Оштрафовано 600 человек.

К 1914 году объёмы продаж «чистой» водки на рынке снизились до 25%. Другие три четверти занимали нелегальные Ханшин и спирт. Даже при таком раскладе казна получила за 7 с половиной месяцев 1 млн 600 тыс. рублей.  Несмотря на  относительную дешевизну, контрабандный спирт всё же «съедал»  значительную часть рабоче-крестьянского бюджета.

Прогрессивная общественность Благовещенска встревоженная сложившейся ситуацией создала общество трезвости ещё в 1910 году. Учредителями стали: настоятель града-Благовещенского кафедрального собора протоирей Николай Вознесенский, старший контролёр Контроля по постройке Средней части Амурской железной дороги Статный Советник  Нил Яковлевич Фёдоров, протодьякон  града-Благовещенского кафедрального собора Михаил  Толузаков, крестьянин Дмитрий Кузьмич Зайцев, регент Благовещенского хора Константин Фёдорович Китаев, отставной полковник Яков Фёдорович Рубиков и другие трезвенники, пользующиеся особым признанием общественности.

Из Устава Общества:

«Общество Трезвости имеет целью: а) борьбу с пьянством;  б) сближение трезвенников.

Для достижения этих целей на основании существующих узаконий с надлежащего разрешения подлежащих властей открывает и устраивает чайные, дешёвые столовые, лечебные или хотя бы койки для алкоголиков, библиотеки, читальни, воскресные курсы для взрослых,  лекции, чтения, концерты и т.п. учреждения, могущие создать трезвую обстановку или дать полезные и здоровые развлечения.

Членами общества могут быть лица обоего пола, всех званий, состояний, национальностей и вероисповеданий… за исключением содержателей трактиров, пивных и прочих питейных заведений.

В почётные члены избираются лица, которые значительными пожертвованиями или личным трудом и особыми заслугами, оказанными Обществу, приобрели право на особую признательность Общества трезвости. Они избираются общим собранием по представлению правления.

Пожизненными членами избираются лица, внесшие в кассу общества не менее 25 рублей.

Действительными членами считаются все, удовлетворяющие требованию Устава и вносящие в кассу Общества ежегодно не менее одного рубля.  Лица, которые не в состоянии уплатить взнос, вступают без него с разрешения правления общества. Членский взнос уплачивается в кассу Общества под квитанцию. Годичный взнос может быть вносим и по полугодиям по 50 копеек.

Действительные члены Общества делятся на два разряда:

а) членов трезвенников абсолютных, совершенно и безусловно отказавшихся от употребления спиртных напитков.

б) членов воздержанников, дающих обещание дозволять себе лишь умеренное употребление виноградного вина и других подобных напитков и совершенно не употребляющих водки и вин более крепких.

Примечание:  члены общества нравственно обязаны быть осторожными и умеренными в подчевании других и не допускать у себя в доме угощений до опьянения, а равно и содействовать  распространению  сведений о вреде пьянства.

Обязанности и права членов Общества.

— Чтобы вступить в число действительных членов Общества необходима рекомендация одного члена и утверждение правления.

-Члены вступают в Общество добровольно и по своему желанию выбывают из него во всякое время, заявив об этом правлению. Членские взносы ни в коем случае не возвращаются.

Обязанности и права членов Общества.

1. Члены общества при вступлении в него даютподписку по форме, установленной применительно к избираемому или разряду. Более подверженным к соблазну сверх того рекомендуется давать освещённое церковью, по обряду им веры, клятвенное обещание о соблюдении трезвости.

Примечание:  В случае отклонения какого-либо из действительных членов от исполнения принятых обязанностей, правление общества склоняет это лицо к исполнению принятых на себя обязанностей. В случае недействительности этой меры правление делает представление ближайшему собранию Общества об исключении этого члена из состава Общества.

2. Каждый член Общества имеет право делать заявление, подписанное не менее 25-ю членами Общества. Правление обязано внести на рассмотрение ближайшего собрания, если об этом сделана соответствующая приписка.

Средства Общества.

1. Средства Общества составляют членские взносы, пожертвования, доходы с предприятий Общества и с капиталов.

2. Для усиления своих средств Общество может устраивать с надлежащего разрешения платные литературно-музыкальные вечера, спектакли, концерты, чтения и пр.

3. Из поступающих  в Общество сумм наличных денег хранится в кассе только то количество, которое потребно для текущих расходов, остальные суммы вносятся на книжки в Благовещенский городской общественный банк, сберегательные кассы или на них приобретаются Государственные  и Правительственные бумаги.

4. Общество имеет право выставлять книжки для сбора в свою пользу, пожертвований, а также выпускать именные подписные листы, на общих основаниях».

В шестой статье Устава подробно расписывалось «управление делами». Далее, права и имущество общества. Изменение Устава и порядок закрытие Общества.

Общественное сознание с трудом, но менялось.  Амурские большевики победили на трезвую голову. Одним из первых документов большевиков был циркуляр, где предлагалось: «Арестовывать до вытрезвления, штрафовать и заставлять производить принудительные работы». В партизанских отрядах был «сухой закон», который продолжал действовать на освобождённых, от банд Семёнова, территориях. Летом 1918 года в период японской интервенции в объявлении Благовещенска в осадном положении говорилось: «Пьянство, хулиганство, контрабанда, торговля спиртными напитками, и т.д. будут караться сообразно военного времени».

У японских интервентов и белогвардейцев наоборот возобладало пьянство, о чём писала газета «Амурское эхо». Амурчане быстро смекнули, что с трезвыми комиссарами гораздо легче найти общий язык, чем с пьяными белогвардейцами, оказав поддержку красным партизанам, сделав выбор в пользу трезвости.

В марте 1921 года правительство Дальневосточной республики приняло постановление «О мерах борьбы с пьянством». В августе было принято дополнение к этому постановлению, где были обозначены более действенные меры по отрезвлению общества.

На 2-й сессии Амурского областного народного собрания (7 – 17 марта 1922 года) развернулась борьба вокруг вопроса о пополнении областного бюджета за счёт свободного винокурения и свободной продажи спирта.

Заместитель председателя областного управления от крестьянской фракции т. Косицын сказал: «Если мы не будем обучать и воспитывать молодое поколение – то нам грозит страшный бич –  самогоноварение. Блинкевич (крестьянская фракция): «Если мы введём виноторговлю, нам будет стыдно, и над нами будут смеяться. Спиртные напитки старший брат капитала и эти напитки загоняли в гроб громадное число людей». Щёголев (коммунистическая фракция) заявил, что фракция коммунистов не будет участвовать в голосовании «пьяного бюджета». Зайцев (крестьянская фракция): «Я думаю, если мы не разрешим продавать водку, то наши избиратели скажут нам спасибо, а если разрешим, то повергнем их в глубокую печаль».

Так же, как и в центральной части СССР с введением винной монополии потребление спиртного начало расти. В связи с этим на 15 съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.), принявшим курс на индустриализацию, в числе важных был рассмотрен вопрос борьбы с алкоголизмом.

В августе 1928 года появились первые ячейки Общества борьбы с алкоголизмом в Амурской области. В антиалкогольной борьбе активное участие приняла молодёжь. «Бросаем пить» под таким заголовком газета Амурская правда поместила заметку 6 июля 1928 года, в которой говорилось, что ячейка  борцов с алкоголизмом в управлении связи критиковалась в газете о пьянстве некоторых комсомольцев. Новое бюро вместе с оргкомиссией расследовали это дело. Выяснилось, что пьянкой, одно время, усердно занимались не только рядовые комсомольцы, но часть активистов во главе с секретарём ячейки Марковым.

В «Амурской правде» также рассказывается о зарождении первых ячеек Общества борьбы с алкоголизмом в Амурской области. Первыми создателями выступили печатники «Амурской правды». Вступившие в общество давали клятву не употреблять самим алкоголь и вести работу по утверждению трезвости.

Меры, принятые в 20-х и 30-х годах в антиалкогольной борьбе дали свои положительные результаты. Пьянство пошло на убыль. В предвоенном 1940 году потребление спиртных изделий составило 1,9 литра абсолютного алкоголя, против 4 литров в 1927 году.

Опыт борьбы за трезвость в первой половине прошлого века даёт нынешним активистам  трезвеннического движения пример, который следовало бы изучать и использовать сегодня.

Преодоление пьянства и алкоголизма – это важнейшая социально-экономическая задача, решение которой возможно только при сознательном отношении к ней и психологической готовности всего нашего населения принять активное участие в этой правой борьбе за трезвость.

В.И. Ленин писал: «Чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов».

Период Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни не был периодом пьянства и алкоголизма. Но в памяти народной сохранились образы привокзальных и базарных площадей с инвалидами фронтовиками оказавшихся без семей и родных, распевающими песни схожие с блатным фольклором. В этот период была организована система домов-интернатов для престарелых инвалидов. Проблема бродяг-инвалидов была решена, но алкоголизация населения не прекращалась. Рост алкопотребления резко усилился с приходом к власти Хрущёва и достигла апогея к середине 80-х годов. Дальний Восток и в частности Амурская область, в этом плане практически не отличалась от центральных районов Советского Союза. 

В 1984 году мой друг, капитан второго ранга в запасе Леонид Иванович Клименков, с которым мы не один год «бороздили» воды Тихоокеанского бассейна, прислал мне из Владивостока магнитофонную бабину с некачественной записью, но с содержанием, ошеломившим меня, а впоследствии и многих моих товарищей. Это была запись выступления В.Г.Жданова. Я, будучи секретарём цеховой партийной организации, на «перекурах», в обеденный перерыв, вместо политинформации «прокручивал» эти уникальные записи, со всей наготой раскрывающие алкогольную проблему в СССР. Сначала я ознакомил с этой информацией свой литейный цех, затем эту запись прослушали работники всех цехов и отделов более чем двухтысячного завода «Амурсельмаш». После чего создал цеховые организации общества трезвости, а затем заводскую. Это был 1984 год.

С выходом Постановлений партии и правительства (1985) по преодолению пьянства и алкоголизма в области развернулось массовое движение борьбы с этим общенародным злом. Борьба эта была воспринята в народе как долгожданная мера. Первыми откликнулись на призыв партии сельские жители, во многих деревнях прошли сельские сходы, на которых подавляющим большинством были приняты меры ограничивающие продажу алкогольных изделий. Некоторые сёла полностью отказались от продажи алкоголя. В городах люди были настроены не менее решительно.

В то время патриотизм каждого советского человека, каждого коммуниста определялся его отношением к антиалкогольной кампании. Регулирование продажи алкоголя было переведено на талонную систему. В трудовых коллективах прошли собрания, на которых принимались решения о лишении возможности приобретать спиртные изделия, путём лишения алкогольных талонов, нарушителям трудовой и общественной дисциплины, побывавшим в медвытрезвителе, стоящих на наркологическом учёте…

Не только КПСС активно включилась во всенародную борьбу за трезвость, ВЦСПС распространил свои инструкции и распоряжения и направлял инструкторов «на места». Прибыл такой инструктор и на наш завод. Но, когда он дыхнул на меня перегаром, я отказался с ним работать и не предоставил никакие документы-отчёты, чем вызвал резкое неодобрение не только на заводе, но и в облсовпрофе.

Областное общество борьбы за трезвость возглавил Кошелев Виктор Андреевич, преподаватель института повышения квалификации учителей, впоследствии ставший моим другом и соратником, членом СБНТ. Мы с ним ездили на второй съезд СБНТ в Новосибирский Академгородок.

В октябре 1989 года,(ровно 30 лет назад) я, будучи директором Белогорского дома-интерната для престарелых и инвалидов, взял отпуск и улетел в Новосибирск, где прошёл десятидневные курсы по методу Шичко. 10 ноября собрал свою первую группу избавления от зависимостей из своих сотрудников, прямо в своём рабочем кабинете. Всего мной проведено ровно 400 групп, около 8 тыс. человек прошли курсы по методу Шичко. В Амурской области создано 13 клубов трезвости. К сожалению, их осталось четыре. 14 октября – 40 лет моей трезвости, из них 35 лет борьбы за трезвого, а значит, разумного человека.  

Я закончу своё выступление стихотворением одной из моих соратниц. Оно не совершенно по форме, но очень сильно по содержанию и мироощущению.

Треснула голова, словно грецкий орех, 
Зашевелились извилины.
И дошёл до мозгов наш тяжкий грех –
Скотской жизнью жили мы.
И сразу будто бы ваты из ушей,
Выпали килограммы.
Врезался в уши крик детей,
Уродуемых нами.
Младший сынок заглянул мне в глаза:
«Мама, ты сегодня не злая?»
«Прости меня милый, я больше такой не буду.
Я тебе обещаю!»
Рухнули тяжёлые шоры с глаз.
Таращим их сами себе не веря.
Господи! Неужели это всё мы
Сделали, как какие-нибудь звери!?
Но вовремя сумели из ада выкарабкаться.
Довольно существования!
Говорим: «Спасибо Николаю Трифоновичу –
Прочистил наше сознание!»
Будем по совести жить дальше,
Природа – вот мудрый учитель.
И будем бой вечный вести мы,
С жестокостью, ленью и фальшью!

Николай Трифонович Дегтярев,
член Правления СБНТ,
председатель Амурского РО СБНТ,
вице-президент МАТр