Опыт профилактической работы

Опыт профилактической работы в Республике Саха (Якутия) был рассмотрен на Конференции Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

27 декабря в Москве прошла Конференция Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Был представлен опыт разных регионов страны.

Меня, как  в недавнем прошлом заместителя Управления Госалкогольконтроля Республики Саха (Якутия), а в настоящее время одну из лидеров республиканского трезвеннического движения, пригласили на эту конференцию представить опыт Республики Саха (Якутия). Необходимо отметить, что опыт республики в антиалкогольной политике и профилактической детальности является одним из передовых в России. На сегодняшний день, в республике одни из самых жесткий ограничений продажи по времени и продажа алкоголя возможна только в специализированных магазинах. К тому же насчитывается 188 трезвых сел и расстояния прилегающих территорий в некоторых поселениях установлено до 1500 метров (магазины практически выведены за территории этих поселений).

Также в республике запущена системная профилактическая работа со школьниками и создана программа уроков нравственности и трезвого образа жизни.

Необходимо отметить, что по уровню влияния на ребёнка условно уроки можно разделить на три вида. Информационные, которые доносят важную информацию для ребенка о вреде алкоголя и преимуществах трезвости. Интегрированные, когда в рамках какого-либо предмета (физики, химии, литератур и т.д.) даются задания, касающиеся негативного влияния алкоголя на организм и пользе ведения трезвого образа жизни. Развивающие, которые формируют ценностные убеждения ребенка на трезвый образ жизни.

Разработанная в Якутии программа основана, главным образом,  на том, что в ней трезвость преподносится как неотъемлемая базовая ценность, которая вписывается в мировоззренческие представления ребенка и на которой базируются все другие жизненные ценности (семья, любовь, дружба  т.д.). У школьника формируется видение, что без трезвости все остальные важные ценности в жизни очень зыбки и могут легко разрушатся, поэтому-то она и является базовой. При этом вся информация не дается ребенку как готовые убеждения, а формируются в результате поисковой деятельности (методика основана на развивающем обучении Элькони-Давыдова). Дети делятся на малые группы, в которых они учатся выслушивать друг друга, взаимодействовать, делать совместные выводы. Это помогает детям развивать речь, учиться рассуждать, строить эффективные коммуникации. Кроме всего прочего, подобная работа позволяется профилактировать травлю детей в школе, которая сейчас становится серьезной проблемой. При данной форме работы учитель является не непререкаемым авторитетом, а тренером, который используя различные приемы, стимулирует детей самим делать выводы. Тем самым у детей формируются убеждения в мировоззренческую картину мира, в которой трезвость является важной ценностью.

Кроме этого, в Якутке запущен профилактический проект-конкурс (в рамках подписанного соглашения с Управлением образования г. Якутска), на основе которого в каждой школе силами самой школы на основе фильмов и мультфильмов Общероссийской Общественной организации «Общее дело» (рекомендованных Министерством Просвещении РФ и прошедших все необходимые экспертизы) в несколько этапов были проведены профилактические мероприятия. Конкурс состоял из нескольких этапов: информационный, когда в школе при максимальном охвате школьников, родителей и учителей, классными руководителями были проведены классные часы и родительские собрания; второй этап – интеллектуальный, в течение которого на разном уровне (школьном и муниципальном) были проведены интеллектуальные игры по трезвости; третий этап включал в себя проведение слета волонтеров, подготовку волонтеров, создание в каждой школе команды волонтеров, которые проводили в своих школах классные часы на основе фильмов «Общего дела» или проводили свои авторские уроки.

Необходимо отметить, что все мероприятия в школах проводились после серьезной подготовки педагогов. Заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи проходили семинары по сознательной трезвости, это является очень важным условием эффективной профилактической деятельности. На сегодняшний день, в каждой школе назначен ответственный за это направление работы и поддержку детей-волонтеров, а также за каждой школой закреплен наставник из активистов-общественников для помощи школе. По итогам конкурса лучшие школы, социальные педагоги и самые активные волонтеры получат призы.

Елена Карловна Колесникова