Самая незаметная и эффективная

2009–2019 гг. – самая незаметная и эффективная антиалкогольная кампания в истории России

Доклад сопредседателя Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы митрополита Псковского и Порховского Тихона

27 декабря в библиотеке Сретенской семинарии прошла конференция партнеров и активистов региональных отделений Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), сопредседатель Совета, открыл заседание и сообщил результаты работы Совета за десять лет его существования.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов),
сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы

Антиалкогольная кампания, проведенная в прошедшие десять лет, была, если можно сказать, самой тихой и незаметной, но одной из самых эффективных в истории нашей страны.
Несомненным достоинством государственной политики последних лет по сравнению с подходами прошлого является ее системный характер: вводимые меры имеют прочный фундамент в виде научных исследований, изучения российского и мирового опыта.

Как известно, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт)[1] (при необходимости сноски смотрите в электронном виде по интернет-ссылке под подписью – ред.).

По данным Минздрава РФ, потребление алкоголя в РФ в пересчете на чистый спирт составляло в 2008 году 15,8 литра. ВОЗ давала иную оценку: 18 литров в год на душу населения.

По данным ВОЗ, сверхвысокое потребление алкоголя в России в 2007 году приводило к преждевременной предотвратимой смерти около 500 тысяч человек ежегодно. Это около 30% смертности мужчин и 15% — женщин[2].

Смертность от алкогольных отравлений в России была самой высокой в мире[3].
В том, что именно сверхвысокое потребление алкоголя является важнейшим фактором преждевременной смертности, говорит тот факт, что, согласно исследованиям мониторинга «Иночетти», каждый второй из живших в 2004 году в России 40-летних мужчин по прогнозам не сможет дожить до 60 лет (50%). А в бедной, но непьющей Албании – только каждый двадцатый (7%). И это притом, что в Албании сравнительно с Россией была значительно более слабая система социальной защиты и здравоохранения[4].

Особую тревогу вызывало то обстоятельство, что в первую очередь под ударом оказалось подрастающее поколение. По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Минобразования России по репрезентативной выборке в 2002 году, алкогольные напитки (включая пиво) потребляли 80,8% подростков и молодежи. За десятилетие, с 1993 по 2003 год, возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет [5].

Согласно прогнозам ВОЗ, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года в Англии доживут до пенсии 90 человек, а в России – лишь 40. Основная причина, по мнению экспертов ВОЗ, – алкоголь [6].

По данным МВД России за 2007 год, более 78,5% преступлений несовершеннолетние совершали в состоянии алкогольного опьянения; число осужденных несовершеннолетних за преступления, совершенные в нетрезвом состоянии, составляет около 30 тысяч человек в год.

В 2009 году в разработке Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года по указанию В.В. Путина принимали участие Минздрав РФ, Правительство, Госдума, общественные организации и, в первую очередь, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы Русской Православной Церкви, созданный по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и явившийся общественным инициатором кампании. За десять лет проведена эффективная работа, и что важно, не внесшая раздражение и протесты в российское общество. Многие помнят, как негативно была воспринята антиалкогольная кампания восьмидесятых годов ХХ века с вырубкой виноградников, тотальными запретами, абсурдом принудительных безалкогольных свадеб, явным насилием над гражданским обществом.

Программным документом стала разработанная Правительством России в 2009 году упомянутая Концепция. Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы также в 2009 году разработал скоординированную программу мероприятий, направленных на снижение сверхвысокого потребления алкоголя в Российской Федерации среди молодежи и подростков.

Концепция включает научно обоснованные эффективные меры, вошедшие в «Глобальную стратегию сокращения вредного употребления алкоголя», принятую на 126-й сессии Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения в 2010 году, а также в «Европейский план действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012–2020 гг.».

Согласно Концепции, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации, в качестве основных субъектов антиалкогольной политики были определены Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представители гражданского общества – общественные и религиозные организации. Правильность этого решения подтверждают положительные результаты проводимой кампании по борьбе с алкоголизацией общества.

Введение научно обоснованных и эффективных мер, таких как повышение минимальных цен и акцизов на алкогольную продукцию, введение акцизов на пиво, запрет продажи алкоголя в нестационарных торговых объектах, национальный запрет ночной продажи алкоголя, ограничение рекламы алкоголя, а также успехи в борьбе с нелегальным производством и продажей алкоголя, привели к значительным позитивным результатам.

По данным Минздрава России, в результате эффективной кампании последних лет в стране существенно сократилось потребление алкоголя (с 15,8 литра на человека в 2008 году (18 литров по данным ВОЗ) до 9,7 литра этанола на человека в 2017 году), что соответствует уровню 11,55 литра на лиц старше 15 лет).

За 10 лет работы осуществлено принятие ряда значительных решений и изменений:

  • значительное усиление ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним, вплоть до уголовной;
  • полный запрет на продажу крепкой алкогольной продукции в ларьках;
  • запрет продажи алкогольной продукции в ночное время;
  • принятие закона о продаже алкогольной продукции только в специализированных магазинах и отделах;
  • значительные поэтапные повышения акцизов на крепкие спиртные напитки;
  • приравнивание пива к прочей алкогольной продукции;
  • запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах;
  • ограничения рекламы алкоголя, включая пиво; запрет рекламы пива на телевидении;
  • запрет продажи концентрированного этилового спирта в районах Крайнего Севера и в регионах, приравненных к ним;
  • приняты меры по борьбе с незаконной торговлей алкоголем (кратное увеличение штрафов);
  • распространение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) на розничную торговлю алкоголем, а также на производство этилового спирта по фармакопейным статьям;
  • запрет продажи дешевой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции.

Церковно-общественным советом по защите от алкогольной угрозы выпущено 8 полнометражных антиалкогольных документальных фильмов и более 40 роликов социальной рекламы, которые демонстрировались по ЦТ и региональным каналам.

Результаты деятельности антиалкогольной кампании 2009–2018 гг.. по данным на начало 2019 г.:

  • Россия вышла на 1-е место в мире по темпам снижения смертности и роста продолжительности жизни среди среднеразвитых и высокоразвитых стран;
  • в 2017 году в России был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни за всю историю страны, включая советское время: средняя продолжительность жизни в России составляла 72,7 года (для мужчин – 67,5 лет, для женщин – 77,6 лет);
  • в период активных антиалкогольных мер с 2008 по 2018 год смертность от случайных отравлений алкоголем, по данным Росстата, сократилась более чем в 3,5 раза (с 13,6 до 3,8 на 100 тыс. человек);
  • количество больных алкоголизмом сократилось более чем на 37% (с 2082 тыс. человек в 2008 году до 1304,6 тыс. человек в 2017 году – на 778,1 тыс. человек);
  • заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами снизилась на 56,2% (с 121,5 до 53,2 на 100 тыс. человек) за период с 2008 по 2017 год;
  • смертность от транспортных травм всех видов снизилась почти в 2 раза (с 25 человек на 100 тыс. населения в 2008 году до 12,8 человек в 2018 году);
  • численность выявленных и учтенных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, снизилась более чем в 2,5 раза (с 126 тыс. в 2008 году до 50,5 тыс. в 2017 году);
  • число убийств в расчете на 100 тыс. человек снизилось более чем в 3 раза (с 16,5 в 2008 году до 5,2 в 2018 году. По статистике, 82% убийств в РФ совершались в состоянии алкогольного опьянения);
  • число самоубийств, связанных с уровнем потребления этанола, снизилось более чем в 2 раза (с 26,9 случаев на 100 тыс. человек в 2008 году до 12,2 в 2018 году);
  • доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от акцизов на алкогольную продукцию увеличились в 2 раза (с 196,1 млрд. руб. в 2011 году до 397,1 млрд. руб. в 2017 году).

Цель нашей сегодняшней конференции: представить успешный опыт работы по профилактике зависимостей – алкогольной, наркотической, табачной, а также интернет-зависимости у подростков – для важнейшей цели – разработки эффективной модели просветительской работы в 9–11 классах. Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы предоставляет свои многочисленные материалы, в том числе известные вам восемь фильмов антиалкогольной тематики, сорок роликов социальной рекламы. Сделанные нами десять лет назад, они демонстрировались и по центральным, и по региональным телеканалам, были использованы в проведении множества уроков и прекрасно зарекомендовали себя. Мы готовы создать такие же эффективные материалы по другим заявленным здесь тематикам.

Но в первую очередь мы ждем результатов работы от вас – представителей медицинского и педагогического сообществ. Именно опыт и рекомендации профессионалов должны стать основой практического решения поставленных нами задач.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
29 декабря 2019 г.
https://pravoslavie.ru/126771.html

[1] Mäkelä K, Room R, Single E, Sulkunen P, Walsh B. 1981. Alcohol, Society, and the State VolI. A comparative study of alcohol control. Addiction Research Foundation, Toronto, Canada; Single E et al 1981. Alcohol, society and the state. Vol. II. The social history of control policy in seven countries. Addiction Research Foundation, Toronto.

[2] Немцов А.В., Терехин А.Т. Размеры и диагностический состав алкогольной смертности в России. Наркология. № 12. 2007.

[3] Stickley A., Leinsalu M., Andreev E., Razvodovsky Yu., Vagero D., McKee M. Alcohol poisoning in Russia and the countries in the European part of the former Soviet Union, 1970–2002. The European Journal of Public Health Vol. 17, No. 5, 2006, P. 444–449.

[4] Социальный мониторинг «Инноченти», 2004 г. Florence: UNICEF Innocenti Research Centre, 2004.

[5] Шереги Ф.Э. и Арефьев А.Л. 2003. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. М.: ОПТИМ.

[6] База данных Всемирной организации здравоохранения «Global Mortality Database» // www.who.int/.