СОВРЕМЕННАЯ АЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Разводовский Ю.Е., Международная Академии Трезвости, Гродно, Беларусь

Разводовский Юрий Евгеньевичврач-психиатр, профессор Международной академии трезвости, автор около 800 научных работ, в том числе 30-ти монографий, посвященных проблемам зависимости от алкоголя и наркотиков, патогенного действия алкоголя и наркотиков на организм, а также пагубным социальным последствиям употребления алкоголя и наркотиков. Член-основатель Международного общества медицины зависимостей (International Society of Addiction Medicine). Является главным редактором журнала Собриология, членом редакционной коллегии журналов Суицидология,  Томский медицинский журнал, и другие.

В настоящем исследовании оценка эффективности государственной алкогольной политики в России посредством анализа динамики ключевых индикаторов алкогольной ситуации в период с 2010 по 2015 гг. Согласно результатам корреляционного анализа Спирмана общий уровень потребления алкоголя линейно отрицательно связан с ценой на водку, почти линейно отрицательно (r=-0,94;p<0,005) связан с минимальной ценой на водку, отрицательно связан с уровнем доходов населения (r=-0,83;p<0,042), а также тесно положительно коррелирует с уровнем экономической доступности алкоголя (r=0,89;p<0,018). Полученные данные согласуются с результатами предыдущих исследований, указывающих на то, что уровень экономической доступности алкоголя является одним из основных факторов, определяющих общий уровень его потребления. Необходимым условием отрезвления нации является проведение эффективной антиалкогольной политики. Необходимо на государственном уровне решить три взаимосвязанные проблемы: потребление любого алкоголя мужчинами трудоспособного возраста, доступность спиртного для несовершеннолетних и незаконный оборот незарегистрированных алкогольных изделий. Антиалкогольная политика должна быть комплексной, сочетающей  запретительные меры и меры просвещения и воспитания.

На протяжении долгого времени российское государство не уделяло должного внимания  противодействию алкоголизации населения, однако ситуация изменилась в начале нынешнего века, когда руководство страны впервые после 1985 г. обратило внимание на тяжесть алкогольных проблем. Началом новой антиалкогольной политики можно считать создание Росспиртпрома (РСП) в марте 2000 г., а в декабре того же года – Постановлением главного санитарного врача РФ от 15.12.2000 N 16 «Об усилении госсанэпидемнадзора за пивоваренной продукцией». Результатом деятельности РСП было банкротство нескольких сотен предприятий спиртовой и водочной промышленности, а также их продажа крупным игрокам алкогольного рынка [1]. Предполагалось, что мелкие предприятия являются источником нелегального алкоголя, поэтому их ликвидация увеличит продажу легального алкоголя и обеспечит пополнение бюджета. Поскольку РСП не справился с поставленной перед ним задачей, он был заменен Росалкогольрегулированием (РАР) в 2009 году [6]. В январе 2015 года РАР было передано в подчинение министерству финансов, на которое были возложены полномочия формирования антиалкогольной политики в стране. Некоторые эксперты связывают с его деятельностью надежды на существенное сокращение производства и оборота нелегальной составляющей, хотя и не исключают возможности превращения его в инструмент в реализации лоббистских стратегий [2,3,9].

В 2005 году были внесены поправки в федеральный закон «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкоголь и спиртосодержащей продукции» №171 от 22.11.95, в виде двух законов (102-ФЗ и 209-ФЗ), которые серьезным образом повлияли на алкогольную ситуацию в стране. Во-первых, был существенно увеличен уставной капитал для производителей и розничных торговцев алкогольными изделиями, в результате чего многие мелкие производители и торговцы были вытеснены с алкогольного рынка [5,7]. Во-вторых, была внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) электронной регистрации алкоголя, которая предназначалась для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей составляющей. Однако в условиях полной неготовности, как бизнеса, так и государства ЕГАИС не начала работать. В-третьих, была произведена смена акцизных марок. Недостаточная скоординированность действий различных ведомств в процессе реализаций этих нововведений привела к временному дефициту легальной водки.  Дефицит легального алкоголя спровоцировал эпидемию отравлений суррогатами (техническими спиртами, антисептиками, средствами бытовой химии) [4]. Вместе с тем, важными шагами правительства, направленными против употребления суррогатов было решение ввести налоги на производство технического спирта, а также утвердить новый список денатурирующих добавок для спиртосодержащих жидкостей (бензин, керосин, битрекс и кротоновый альдегид), которые обладают неприятным вкусом и запахом.

Проведенные мероприятия по усилению государственного контроля за алкогольным рынком имели положительный результат. Введение налогообложения на спиртосодержащие изделия технического назначения привело к ее подорожанию, что автоматически сделало ее менее доступной для потребителей суррогатов. Как прямое следствие этого уровень смертности от острых алкогольных отравлений в 2006-2007 гг. снизился по сравнению с 2005 годом [10]. Введением налогообложения на технический спирт была ликвидирована экономическая база криминального бизнеса, и объем его контрабанды из России резко снизился.

Законы 2005 г. привели к некоторому улучшению алкогольной ситуации в стране. Так смертность мужчин от острых алкогольных отравлении за следующие два года (2006–2007) снизилась на 38,2%,  общая смертность на 12,1%, а заболеваемость алкогольными психозами на 22,0%. Введение законов ускорило снижение уровня алкогольной заболеваемости и смертности, которое предшествовало их принятию, но этот эффект продолжался 2 года, после чего тренды вернулось к исходным темпам 2004-2005 гг. с последующим замедлением  [3,8].

После 2008 г. снижение потребления алкоголя и, как следствие, смертности, явилось результатом продолжающихся попыток контролировать алкогольный рынок. Некоторые исследователи считают, что снижение потребления алкоголя, рост ожидаемой продолжительности жизни и снижение смертности отчасти обусловлены ЕГАИС — единственной в мире технической системой регулирования рынка [6]. По мнению других экспертов, многократные попытки внедрения этой системы, предпринимавшиеся на протяжении последних 10 лет приводили лишь к дестабилизации алкогольного рынка [4].

Очередная фаза усиления контроля за алкогольным рынком началась в 2010 г. и  была ознаменована введением минимальной розничной цены на водку – 89 рублей за пол-литровую бутылку. В 2011 г. спиртные заводы обязали закупить специальное оборудование для переработки отходов производства в корм для скота. Предприятия, не выполнившие это требование лишались лицензии. В это же году были существенно повышены акцизы на алкогольные изделия, а также  была повышена минимальная цена на водку до 98 руб. за пол-литровую бутылку.

В 2012 г. был введен запрет на продажу всех видов алкогольных изделий с 23 до 8 часов утра. Также был введен запрет на розничную продажу алкоголя в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на объектах спорта и прилегающих к ним территориях. Кроме того, был увеличен уставной капитал для производителей алкоголя на 40%., продлен запрет продажи алкогольных изделий в киосках, введено лицензирование перевозки этилового спирта, запрещена реклама пива и вина, увеличены ставки акцизов на алкогольные изделия, повышена минимальная цена на водку (125 руб.).

В 2013 г. был  введен запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах, увеличены ставки акциза на алкоголь, повышена минимальная цена на водку (170 руб.). В 2013 г. минимальная цена на водку была повышена до 220 руб. В 2015 г. минимальная цена на водку была снижена до 185 руб., а также разрешена реклама пива и вина на телевидении. В этом же году был принят план мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. 

Целью настоящего исследования была оценка эффективности государственной антиалкогольной политики в России посредством анализа динамики ключевых индикаторов алкогольной ситуации в период с 2010 по 2015 гг.

Материалы и методы

Данные уровня продажи алкоголя на душу населения, цены на алкоголь,  уровня средней заработной платы, доходов населения, ставки акциза на водку, минимальной цены на водку, получены из ежегодных отчетов Росстата. Экономическая доступность водки определялась как количество литров водки, которое можно приобрести за среднемесячную зарплату. Поскольку экономическая доступность различных алкогольных изделий в последние годы росла синхронно, уровень экономической доступности водки рассматривается как индикатор доступности алкоголя. Уровень общего потребления алкоголя за 2010-2013 гг. представлен согласно расчетам Немцова и Шелыгина, а за период с 2014 по 2015 гг. согласно расчетам Разводовского. Статистическая обработка данных (корреляционный анализ по Спирману) проводилась с использованием пакета “Statistica”.

Результаты и обсуждение

В период с 2010 по 2015 гг. общий уровень потребления алкоголя в России снизился на 7,4% (с 12,1 до 11,2 литра на душу населения), уровень продажи алкоголя снизился на 20,2% (с 8,9 до 7,1 литра на душу населения), а уровень потребления незарегистрированного потребления вырос на 28,1% (с 3,2 до 4,1 литра на душу населения). В рассматриваемый период ставка акциза на крепкий алкоголь выросла в 2,4 раза (с 210 до 500 рублей), цена на водку также выросла в 2,4 раза (с 230 до 559 рублей за 0,5 литра), минимальная цена на водку выросла в 2,1 раза (с 89 до 185 рублей за 0,5 литра), доступность водки снизилась на 33,1% (с 91 до 60,9 литров водки на среднюю зарплату). Динамика некоторых обсуждаемых показателей изображена на рисунке 1. Графические данные говорят о том, что ставка акциза и цена на водку росли синхронно вплоть до 2014 г. Опережающие темпы роста цены на водку по отношению к темпам роста уровня доходов населения обусловили снижение уровня экономической доступности водки в этот период.

Как уже было сказано, согласно результатам корреляционного анализа Спирмана общий уровень потребления алкоголя линейно отрицательно связан с ценой на водку. Это согласуется с результатами предыдущих исследований, указывающих на то, что уровень экономической доступности алкоголя является одним из основных факторов, определяющих общий уровень его потребления.

Общий уровень потребления алкоголя является ключевым показателем, характеризующим алкогольную ситуацию в стране, тесно коррелирующим с индикаторами алкогольных проблем [7]. Поэтому эффективность антиалкогольных мероприятий следует оценивать по динамике именно этого показателя. Довольно скромное снижение уровня потребления алкоголя на фоне существенного снижения уровня его экономической доступности благодаря росту акцизов, говорит о недостаточной эффективности государственной антиалкогольной политики, что является следствием отсутствия комплексного подхода к алкогольной проблеме. Как и в прежние годы, серьезным препятствием на пути снижения уровня потребления алкоголя посредством снижения его экономической доступности стал незарегистрированный алкоголь, рост уровня потребления которого в последние годы в значительной степени компенсировал снижение уровня официальной продажи. Следует отметить, что уровень потребления нелегального алкоголя снизился в период с 2010 по 2013 гг., а затем резко вырос в последующие годы. Снижение уровня данного показателя в период с 2010 по 2013 гг. на фоне снижения уровня экономической доступности легального алкоголя, по всей видимости, объясняется ростом уровня доходов населения, что было показано в предыдущих исследованиях. Резкий рост потребления незарегистрированного алкоголя в 2014 г. мог быть обусловлен резким снижением доступности легального алкоголя. В 2015 г. правительство, испугавшись роста потребления нелегального алкоголя, заморозило рост акцизов, что, однако, не возымело предполагаемого эффекта – рост потребления незарегистрированного алкоголя продолжился. Причину этого роста, по всей видимости, следует искать в снижении уровня доходов населения в связи с экономическим кризисом.

Анализ законодательных инициатив правительства говорит о том, что современная антиалкогольная политика в России не имеет под собой достаточногонаучного обоснования и страдает отсутствием системности и последовательности в разработке и реализации. Одной из главных причин такой не системности является сильное влияние алкогольного лобби на разработку мер государственной антиалкогольной политики. В отличие от предыдущих антиалкогольных кампаний, современная государственная антиалкогольная политика в большей степени  нацелена на повышение налоговых поступлений в государственный бюджет, чем борьбой за оздоровление нации путем уменьшения потребления алкоголя. Тем не менее, в целом экспертное сообщество поддерживает попытку государства усилить контроль за алкогольным рынком с использованием широкого арсенала средств антиалкогольной политики [6,9,10].

Необходимым условием отрезвления нации является проведение эффективной антиалкогольной политики. Необходимо на государственном уровне решить три взаимосвязанные проблемы: потребление любого алкоголя мужчинами трудоспособного возраста, доступность спиртного для несовершеннолетних и незаконный оборот незарегистрированных алкогольных изделий. Антиалкогольная политика должна быть комплексной, сочетающей  запретительные меры и меры просвещения и воспитания.

Литература

  1. Колосницына М., Доржиев Х., Хоркина Н., Ситдиков М. Меры антиалкогольной политики – работают ли в России? // ДемоскопWeekly. № 665-666. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0665/index.php 
  2. Немцов А.В., Разводовский Ю.Е. Алкогольная ситуация в России в контексте алкогольной политики. // Собриология. – 2016. – №4. – С. 66–74.
  3. Немцов А.В., Разводовский Ю.Е. Алкогольная ситуация в России и ее отражение в кривом зеркале. // Собриология. – 2015. – №3. – С. 70–73.
  4. Немцов А.В., Шелыгин К.В. Антиалкогольные законы 2005 г. и снижение потребления алкоголя в России // Вопросы наркологии. – 2015. – №1. – с.  83–93.
  5. Разводовский Ю.Е., Немцов А.В. Алкогольная составляющая снижения смертности в России после 2003 г. // Вопросы Наркологии. – 2016. – № 3. –  С. 63–70.
  6. Khalturina D., Korotaev A. Effects of specific alcohol control policy measures on alcohol-related mortality in Russia from 1998 to 2013 // Alcohol and Alcoholism.  – 2015. – Vol. 45. – P. 1–14.
  7. Nemtsov A.V. A contemporary history of alcohol in Russia. Stockholm. Sodertorns hogskola. 2011.
  8. Nemtsov A.V., Razvodovsky Y.E. Russian alcohol policy in false mirror. Alcohol & Alcoholism. –  2016.  –  N4. – P. 21.
  9. Radaev V. Impact of a new alcohol policy on homemade alcohol consumption and sales in Russia // Alcohol and Alcoholism. – 2015. – N.25. – P. 1–8.
  10. Razvodovsky Y.E. Was the mortality decline in Russia attributable to alcohol control policy? // Journal of Sociolomics.  2014. N3. P. 2.