Вообще в стране в последние годы ситуация со злоупотреблением алкоголем улучшилась – снизилось количество алкогольных психозов, люди стали реже обращаться к наркологам. Но, надо понимать, что население не однородно. Представители социально неблагополучных слоёв, сталкиваясь с жизненными трудностями и проблемами, пытаются решать их наиболее простым и понятным для себя способом – начинают больше пить. Но в целом, как я сказал, мы наблюдаем улучшение ситуации.
Выросло новое поколение, которое не так зависимо от алкоголя. У современной молодёжи больше возможностей, вариантов досуга и самореализации, чем у тех, кто повзрослел в 1990-е годы, потому и алкоголь у них не в приоритете. Изменилось время, условия жизни сейчас более комфортные. И, соответственно, поменялись стереотипы поведения. Плюс медицинская наркологическая помощь стала доступней. Ведь чем быстрее человек, находящийся в состоянии зависимости и внутреннего кризиса, может получить эту помощь, тем больше у него шансов выйти из пьянства с наименьшими потерями, без осложнений абстинентного синдрома, в том числе психоза и слабоумия. Кроме того, мы уже забыли то время, когда в магазине можно было купить алкоголь в любое время суток. Сейчас все привыкли к ограничениям, и это мощный сдерживающий фактор.
Наши пациенты – представители самых разных социальных слоёв. Среди них есть настоящие профессионалы и в принципе приличные люди. Один из последних пациентов – профессиональный строитель. Попал к нам в кризис, получил необходимую трёхнедельную стационарную помощь, дисциплинированно наблюдался три года и, наконец, снялся с учёта. Отметил окончание лечения прыжком с парашютом. Совсем не редки случаи, когда на лечение приходят муж с женой. С ними сложнее, ведь такие пациенты должны отвечать не только за себя, но находить подходящие слова при провокации к выпивке со стороны второй половины.
Вообще весь героизм выздоравливающего человека состоит в том, что ему надо признать свою зависимость, хотя это неприятно, больно и стыдно, и начать восстанавливать свои утраченные позиции – заслужить доверие, прощение, принятие. Это сложный путь, но люди его проходят. Приятно через три года видеть социально крепкого человека, который после работы возвращается в семью и имеет планы на будущее. Вообще, надо отметить, что в русской традиции – беречь семейные отношения. Несмотря на проблемы с алкоголем и даже глубокий алкоголизм, принято давать человеку шанс и поддерживать друг друга.
Кто бы что ни говорил, но правда алкоголя в том, что его употребляют, чтобы изменить своё эмоциональное состояние. Алкогольная эйфория даёт ощущение расслабления, удовольствия, снимает эмоциональное напряжение, позволяет снизить уровень тревоги. Но по мере того как человек пьёт всё чаще и больше, появляются проблемы.
Безопасного количества нет. Любая порция алкоголя, вне зависимости от его качества, вида и крепости, несёт токсическую нагрузку. Ведь в нём содержится одно и то же вещество – этиловый спирт. Если организм здоровый и крепкий, он справляется с этой нагрузкой. Если нет, начнут страдать пищеварение, сердце, нервная и половая системы. Можно говорить об алкогольном абстинентном синдроме, когда после окончания действия алкоголя человек испытывает дискомфорт, тянется за новой порцией и получает облегчение. Предвещает такое состояние увеличение частоты, количества потребления спиртных напитков, эмоциональная привязанность к алкоголю. Если мужчина вместо того, чтобы идти в детский сад за ребёнком, напивается, это уже говорит о потере контроля над собой.
Количество людей, снимающихся с учёта по выздоровлению, не столь велико, как нам хотелось бы. Алкоголизм – сложная патология. Здесь речь идёт не о выздоровлении, а о создании длительного благополучного трезвого периода. За отметку 10 лет полной трезвости перешли немногие. При этом изрядный процент наших пациентов, которые к нам не обратились, лечатся у гастроэнтерологов, неврологов, кардиологов. Считается, что даже смерть от передозировки наркотиков в 10 раз ниже, чем от алкоголизма.
Есть понятие пивной алкоголизм. Он кардинально ничем не отличается от обычного. Пиво – напиток более слабый, эффект от него менее резок и растянут во времени, и это привлекает. Позже, чем от других алкогольных напитков, обнаруживается и его негативное влияние – гастриты, колиты, очень часто панкреатиты.
Есть страны, типа ОАЭ, где этой проблемы нет, так как нет алкогольных традиций. У нас же, пока ребёнок растёт, он смотрит на родителей – как они отмечают праздники, проводят свободное время, и всё это запоминает. А когда взрослеет, начинает применять эти поведенческие навыки. Так что суть алкогольных традиций у нас передаётся из поколения в поколение.
Но уменьшить количество потребления алкоголя можно. Почему бы, например, не ввести ограничение на продажу алкоголя до 21 года? В некоторых странах сократили количество магазинов, где продают алкоголь, и это тоже пошло на пользу. А вот тотальный запрет менее целесообразен. Во время борьбы с пьянством в Советском союзе были перекосы. Хотя именно тогда регистрировались скачки рождаемости, снижение смертности. Вместе с тем страну охватили массовые отравления суррогатом. Так что везде нужна мера.
А. Акименко, врач-нарколог
При всех положительных оценках трезвости автором этой статьи, в конце врач-нарколог все же не выдержал – «тотальный запрет менее целесообразен». Тем не менее, рекомендуем эту статью предлагать для публикации в местных СМИ, возможно исключив эту каверзную фразу – ред.