29 августа по старому стилю и 11 сентября по новому, по определению Святейшего Синода за №2481– традиционная дата проведения праздников трезвости в дореволюционной Российской империи и ныне в странах СНГ. Праздник трезвости отмечался в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это о нем сказано в «Библии»: «… он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лука, 1:15).
Традиция этого праздника была возрождена по инициативе церковно- общественного совета в рамках проекта «Общее дело» в 2008 году. С тех пор этот праздник отмечается трезвенниками во многих регионах России. Причем, не обязательно его связывают с церковным праздником. Например, казанские трезвенники из Международной независимой ассоциации трезвости (МНАТ) отмечают Всероссийский праздник трезвости как светское мероприятие на базе городского музея и на улицах города с различными конкурсами, играми, призами, песнями и танцами.
В 2020 году в дни Всероссийского праздника трезвости в ряде городов России был проведен общественный социологический опрос «Отраву– за поселения в спецмагазины!». Обоснованием необходимости такого опроса является научно доказанная зависимость между уровнем алкоголизации общества, с одной стороны, и доступностью и пропагандой алкоголя, с другой стороны. Чем алкоголь доступнее и больше пропагандируется, тем больше его покупают и пьют со всеми вытекающими для личности и общества последствиями. Статистически доказано, что доходы и расходы от алкоголя в России распределяются следующим образом:
Одним из главных средств повышения доступности алкоголя и его пропаганды является его продажа рядом с продуктами питания, что маскирует алкоголь под один из пищевых продуктов и дезориентирует людей. Это хорошо понимают представители алкогольного капитала и их слуги. Поэтому они так активно продвигают продажи алкоголя во всех доступных местах – продовольственных магазинах, местах общественного питания и даже в жилых домах.
В тех странах, где уровень алкоголизации общества невысок (сухозаконные страны – вообще отдельная тема), алкоголь продаётся исключительно в специализированных магазинах. Например, в Швеции и Норвегии – только за городом. В Финляндии немногочисленные магазины, торгующие спиртным, хотя и могут находиться в пределах населенных пунктов, но являются исключительно специализированными. Поэтому российские трезвенники всё чаще выступают с инициативой выноса продаж алкогольных (и табачных) изделий – товаров специфических, де-факто – наркотических ядов за пределы населенных пунктов в специализированные магазины.
В преддверии Праздника Трезвости я организовала в Ельце проведение небольшого социологического исследования по изучению общественного мнения. Опрос проводил студент 4 курса отделения иностранных языков ЕГУ им. И.А. Бунина Григорий Голубков. Опрос проводился 8 сентября в городском парке.
Было опрошено 17 человек в возрасте от 16 до 54 лет. 60 % опрошенных мужчины, 40% – женщины. Заинтересованность в участии в опросе крайне низкая. Сфотографироваться пожелали только четверо, т.е. менее четверти из 17 опрошенных. Ответы на вопросы можно прокомментировать следующим образом.
Положительно отнесутся 10 из 17.
Безразлично – 1 из 17.
Отрицательно – 6 из 17.
Положительно относится только 1 из 17.
Безразлично – 4 из 17.
Отрицательно – 11 из 17.
Известно – 9 из 17.
Не имеют мнения – 2 из 17.
Не известно — 6 из 17.
Положительные следствия – Будет дальше от детей и подростков; Лучшая реклама, одобряю; Нет отрицательных сторон, одни плюсы; Все плюсы. Запретить алкоголь навсегда; Качество товара лучше будет; Узкая специализация на товар; Меньше будут употреблять; Цены снизятся; Уйдёт табачная зависимость; Здоровье улучшится – назвали 10 из 17.
Хотя, по нашему мнению, снижение цены и разговоры о качестве товара вряд ли можно отнести к положительным следствиям, которые приведут к отрезвлению общества, мы включили их в группу ответов о положительных следствиях, т.к. респонденты в это сами верили.
Не имеют мнения – 3 из 17.
Отрицательные следствия — Нет плюсов; Плохо. Не будет возможности расслабиться; Уменьшится занятость; Нельзя этого делать – назвали 4 из 17.
Ничего не будут делать, без разницы – 4 из 17.
Будут радоваться, не буду туда ездить, нет нужды в покупке – 7 из 17.
Будут убегать туда, поедут на такси; поедут автобусом; когда надо; перед праздниками; в критической ситуации; редко ездить – 6 из 17.
Хотя 3 последних ответа можно расценивать, скорее, как положительные, но поскольку они свидетельствуют о наличии прочной установки на приобретение алкоголя, мы включили их в число отрицательных ответов.
Да – 15 из 17.
Не знают – 0.
Нет – 2.
Таким образом, результаты опроса показали, что более 2/3 опрошенных одобряют и поддерживают меры по выносу продаж алкоголя и табака за пределы населенных пунктов либо относятся нейтрально. И всего 1 из 17 опрашиваемых поддержал идею продаж в жилых домах. Мне кажется, эту информацию необходимо учитывать властям при проведении своей алкогольной политики.
Наталья Александровна Гринченко,
председатель Липецкого регионального отделения СБНТ
sbnt48@yandex.ru