Ограничения одобряют и поддерживают

11 СЕНТЯБРЯ – ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК ТРЕЗВОСТИ

29 августа по старому стилю и 11 сентября по новому,  по определению Святейшего Синода за №2481– традиционная дата проведения праздников трезвости в дореволюционной Российской империи и ныне в странах СНГ. Праздник трезвости отмечался в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это о нем сказано в «Библии»: «… он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лука, 1:15).

Традиция этого праздника была возрождена по инициативе церковно- общественного совета в рамках проекта «Общее дело» в 2008 году. С тех пор этот праздник отмечается трезвенниками во многих регионах России. Причем, не обязательно его связывают с церковным праздником. Например, казанские трезвенники из Международной независимой ассоциации трезвости (МНАТ) отмечают Всероссийский праздник трезвости как светское мероприятие на базе городского музея и на улицах города с различными конкурсами, играми, призами, песнями и танцами.

В 2020 году в дни Всероссийского праздника трезвости в ряде городов России был проведен общественный социологический опрос «Отраву– за поселения в спецмагазины!». Обоснованием необходимости такого опроса является научно доказанная зависимость между уровнем алкоголизации общества, с одной стороны, и доступностью и пропагандой алкоголя, с другой стороны. Чем алкоголь доступнее и больше пропагандируется, тем больше его покупают и пьют со всеми вытекающими для личности и общества последствиями. Статистически доказано, что доходы и расходы от алкоголя в России распределяются следующим образом:

  • Доходы (акцизы и НДС) – 67,3 млрд. рублей
  • Расходы (ДТП, пожары, тюрьмы, дети-сироты, больницы, МВД, ГИБДД, МЧС, прокуратура и т.д. – те явления, которые часто связаны с употреблением алкоголя) – 567,2 млрд. рублей, т.е. почти в 10 раз больше!

Одним из главных средств повышения доступности алкоголя и его пропаганды является его продажа рядом с продуктами питания, что маскирует алкоголь под один из пищевых продуктов и дезориентирует людей. Это хорошо понимают представители алкогольного капитала и их слуги. Поэтому они так активно продвигают продажи алкоголя во всех доступных местах – продовольственных магазинах, местах общественного питания и даже в жилых домах.

В тех странах, где уровень алкоголизации общества невысок (сухозаконные страны – вообще отдельная тема), алкоголь продаётся исключительно в специализированных магазинах. Например, в Швеции и Норвегии – только за городом. В Финляндии немногочисленные магазины, торгующие спиртным, хотя и могут находиться в пределах населенных пунктов, но являются исключительно специализированными. Поэтому российские трезвенники всё чаще выступают с инициативой выноса продаж алкогольных (и табачных) изделий – товаров специфических, де-факто – наркотических ядов за пределы населенных пунктов в специализированные магазины.

В преддверии Праздника Трезвости я организовала в Ельце проведение небольшого социологического исследования по изучению общественного мнения. Опрос проводил студент 4 курса отделения иностранных языков ЕГУ им. И.А. Бунина Григорий Голубков. Опрос проводился 8 сентября в городском парке.

Было опрошено 17 человек в возрасте от 16 до 54 лет. 60 % опрошенных мужчины, 40% – женщины. Заинтересованность в участии в опросе крайне низкая. Сфотографироваться пожелали только четверо, т.е. менее четверти из 17 опрошенных. Ответы на вопросы можно прокомментировать следующим образом.

  1. Представьте, что с завтрашнего дня во всех магазинах и заведениях не будет алкоголя и табака. Как Вы лично к этому отнесётесь? (– 0 +).

Положительно отнесутся 10 из 17.

Безразлично – 1 из 17.

Отрицательно –  6 из 17.

  1. Сейчас алкоголь и табак продаются в жилых домах, рядом со школами и детскими площадками. Как Вы лично к этому относитесь? (– 0 +).

Положительно относится только 1 из 17.

Безразлично –  4 из 17.

Отрицательно –  11 из 17.

  1. Сейчас алкоголь и табак продаются совместно с продуктами питания. Вам известно, что это формирует у детей и взрослых установку на самоотравление алкоголем и табаком?

Известно –  9 из 17.

Не имеют мнения –  2 из 17.

Не известно —  6 из 17.

  1. Представьте, что алкоголь и табак продаются только за поселениями в спецмагазинах. Перечислите положительные следствия.

Положительные следствия – Будет дальше от  детей и подростков; Лучшая реклама, одобряю; Нет отрицательных сторон, одни плюсы; Все плюсы. Запретить алкоголь навсегда; Качество товара лучше будет; Узкая специализация на товар; Меньше будут употреблять; Цены снизятся; Уйдёт табачная зависимость; Здоровье улучшится – назвали 10 из 17.

Хотя, по нашему мнению,  снижение цены и разговоры о качестве товара вряд ли можно отнести к положительным следствиям, которые приведут к отрезвлению общества, мы включили их в  группу ответов о положительных следствиях, т.к. респонденты в это сами верили.

Не имеют мнения – 3 из 17.

Отрицательные следствия — Нет плюсов; Плохо. Не будет возможности расслабиться; Уменьшится занятость; Нельзя этого делать – назвали 4 из 17.

  1. Что Вы лично будете делать после выноса алкоголя и табака за поселения в спецмагазины?

Ничего не будут делать, без разницы – 4 из 17.

Будут радоваться, не буду туда ездить, нет нужды в покупке  – 7 из 17.

Будут убегать туда, поедут на такси; поедут автобусом; когда надо; перед праздниками; в критической ситуации; редко ездить – 6 из 17.

Хотя 3 последних ответа можно расценивать, скорее, как положительные, но поскольку они свидетельствуют о наличии прочной установки на приобретение алкоголя, мы включили их в число отрицательных ответов.

  1. Когда будет приниматься закон о выносе продажи алкоголя и табака за поселения в спецмагазины, Вы поддержите его своей подписью и паспортными данными?

Да – 15 из 17.

Не знают – 0.

Нет – 2.

Таким образом, результаты опроса показали, что более 2/3 опрошенных одобряют и поддерживают меры по выносу продаж алкоголя и табака за пределы населенных пунктов либо относятся нейтрально. И всего 1 из 17 опрашиваемых поддержал идею продаж в жилых домах. Мне кажется, эту информацию необходимо учитывать властям при проведении своей алкогольной политики.

Наталья Александровна Гринченко,
председатель Липецкого регионального отделения СБНТ
sbnt48@yandex.ru