Перефразируя известное изречение, можно утверждать: «Скажите какие у вас праздники, как вы их отмечаете, и я скажу кто вы». Праздник в сознании многих наших современников в России ассоциируется с алкоголем, и это является серьёзной проблемой, так как именно в дни праздников чаще всего происходит приобщение детей и подростков к алкоголю в кругу семьи и сверстников. Часто пьют даже те, кому нельзя по состоянию здоровья или по служебному положению. Пьют на дорогах, на работе, что нередко заканчивается бедой. Так разрушительно действует миф о том, что праздник без алкогольного одурманивания немыслим. Но не все знают, что бывает и наоборот – праздник трезвости.
Праздников трезвости в дореволюционной России было два: весенний, который праздновался 28 апреля по старому стилю и осенний, который праздновался 29 августа (11 сентября по новому стилю) согласно постановлению Святейшего Синода №2481. Последний отмечался в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это о нем сказано в «Библии»: «… он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лука, 1:15). Праздники трезвости в дореволюционной России отмечали с размахом: с крестными ходами, чтениями, чаепитиями, концертами. Алкогольные лавки, трактиры, пивные в эти дни не работали.
В 2014 году осенний праздник трезвости был возрождён на государственном уровне. Инициатором и организатором возрождения этого праздника является иерей Игорь Бачинин, член церковно-общественного Совета по противодействию алкогольной угрозе при Священном Синоде. К сожалению, этот праздник пока так и не получил прежнего всенародного признания и размаха.
Воспитание трезвости через праздники имеет серьёзное научное обоснование, так как благодаря влиянию социокультурной среды сознание человека способно к программированию на те или иные формы поведения. Это доказано исследованиями ряда зарубежных и отечественных учёных (Bandura, R.T., Г.А. Шичко) [1, с.68-79; 2, с.287-300; 3; 4]. Специфической областью социокультурного аспекта является программирование через предметы быта и личного пользования и произведения литературы и искусства. Эта область программирования изучается казанским учёным В.М. Ловчевым и названа исследователем «пронаркотическим культурным полем» (ПКП). Автор теории, историк и филолог по образованию, знаток античной и современной литературы, даёт подробное описание структуры и механизмов наращивания ПКП в литературе и искусстве, элементах бытовой культуры и предлагает пути его демонтажа и создания антинаркотического культурного поля.
В структуру ПКП входят: эстетизация вещества и состояния опьянения; утверждения якобы стимулирующего влияния алкоголя на сексуальную активность и позитивного влияния на творчество; создание знаковых фигур алкоголизации. Основными механизмами наращивания ПКП являются наращивание пронаркотического и выхолащивание антинаркотического содержания через добавления, вычитания, всевозможные трансформации в процессе перевода с одного языка на другой или при переходе от одного жанра к другому [5, c.134; 139-144] Наоборот, механизмами демонтажа ПКП являются рационализация; создание контрпропагандистских произведений; продвижение естественных напитков; испрямление кривого; антиалкогольный юмор [6, с. 186; 197-239]. Главная идея демонтажа состоит не в том, чтобы только разоблачать, но и показать положительные альтернативы алкоголю и другим наркотикам, что отвечает отечественной традиции воспитания на положительных примерах (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Важно обращать внимание не столько на то, что плохо, хотя полностью этого не избежать, сколько на то, как следует жить и поступать.
Важнейшим средством демонтажа ПКП, по мнению В.М. Ловчева, являются символы, которые должны стать «своеобразной прививкой, без которой трезвеннические ценности и ритуалы обречены на смерть в нашем наркотизированном обществе… в известной степени популярность трезвого образа жизни прямо пропорциональная престижу трезвеннических символов» [7, c.6-7]. Символы могут быть неязыковыми и языковыми. Алкогольный капитал хорошо позаботился о внедрении обоих типов символов в культуру разных стран и народов. Это – тосты, посуда, жесты, ситуации употребления и многие другие мелочи, составляющие питейный ритуал и питейную традицию. Есть свои ритуалы и символы у курильщиков и потребителей нелегальных наркотиков. Значит, необходимо позаботиться о трезвенных символах и ритуалах, о создании трезвых обычаев и традиций.
В.М. Ловчев – не только серьёзный и добросовестный исследователь, доктор исторических наук, но и практик, отличный организатор и идейный вдохновитель. Возглавляемое им Казанское отделение Международной Независимой Ассоциации Трезвости (создана в 1991 году) уже в течение почти четверти века регулярно проводит праздники трезвости. В возрождении праздников трезвости в Казани приняли участие десятки организаций. В их числе: центр профилактики зависимостей «Выбор», Комитет по делам детей и молодёжи г. Казани, Академия социального образования, анонимные алкоголики, библиотека национального музея республики Татарстан, Дом учёных, Духовное Управление мусульман Республик Татарстан и многие другие. Открывают праздники те, кто стоял у истоков их возрождения: казанские мнатовцы, врачи-наркологи, представители профилактической медицины [8, с.10-14]. В проведении праздников помогают студенты и педагоги, наркологи и психологи, волонтёры из разных слоёв общества и просто неравнодушные люди. Благодаря этому, казанские трезвенники раньше других в России смогли возродить оба дореволюционных российских праздника трезвости. С 1995 года здесь стали отмечать осенний праздник трезвости, а потом и весенний. Здесь смогли выполнить завет наших великих предшественников: отмечать именно «праздники трезвости», а не просто даты – подчёркивать «привлекательность, красоту, и интеллектуальную ценность трезвенничества» [9, с.3].
Какова авторская концепция праздника трезвости В.М. Ловчева?
Он предлагает две модели:
Совокупность разнородных по действию и масштабу мероприятий, объединённых одной идеей. Эту модель они назвали «балаганом».
Единое праздничное действие, имеющее свою завязку, интригу, кульминацию и развязку. Этот тип праздника называется «поиском сокровища».
У каждой модели есть свои преимущества. Балаган позволяет сделать праздник свободным и ненавязчивым, учесть интересы и вкусы разных людей и разных возрастов. Поиск сокровища объединяет всех в едином порыве, оставляет единые впечатления и эмоции, само мероприятие имеет начало и конец [10, с.5].
Праздник трезвости, по Ловчеву – мероприятие светское. Принципиальная позиция – свобода от политической, расовой, национальной, религиозной дискриминации. «На казанских ПТ встречаются язычник Одиссей, Креститель Иоанн, великий скептик Марк Твен, автор уникальной книги «Тропинка в трезвость» атеист И.А. Красноносов и масса других – самых разных персонажей и авторов» [11, С.9-10; 12].
Из чего может состоять праздник? Начинается праздник с пропаганды самой идеи этого праздника. Основа – сбор архивов, накопление материалов и изучение опыта [13, с.10-14]. Прелесть праздника в его свободе. К чему больше лежит душа, то и используется для пропаганды трезвости: искусство, физкультура и спорт, литература, с национальным колоритом или без.
Подарки и призы. Праздник невозможно представить без подарков и призов. Это могут быть различные предметы и даже съедобные подарки с трезвенной символикой. В Казани используются накопительные талоны разного вида с портретами выдающихся трезвенников, которые выдаются за участие в разных конкурсах. Чем больше талонов заработано, тем весомее будет конечный приз. Материальной основой подарков может стать кружечный сбор и/или щедрость соучредителей.
Викторина. Одним из наиболее идейно насыщенных мероприятий является викторина. Технического оснащение – минимальное: талоны за правильные ответы, призы, раздаточные информационные материалы. Их два основных вида: 1) «викторина с предварительными штудиями», рассчитанная на учащихся средних и старших классов с опорой на знания, приобретённые на предварительных занятиях и которая требует навыков анализа и обобщения информации; 2) экспресс-викторина, которая проводится на более узкую и известную тему и требует догадки, находчивости, импровизации и чувства юмора. Например, литературная викторина на тему «Правда об образе жизни в зеркале литературы», основанная на произведениях классической русской и зарубежной литературы. Цель – догадаться о том, кто это сказал или о ком идёт речь и заодно продвинуть трезвую идею [14, с.15-19].
Театрализованная постановка может стать такой же идеологически насыщенной, как и викторина. Вместо прямолинейных судов над алкоголем или сигаретой, Ловчев предлагает изящную постановку фрагмента из классического произведения, несущего антинаркотическое содержание. Например, сцену из «Гамлета» с негативными высказываниями датского принца о кутежах и пьянстве в королевстве. Но есть и другие варианты театрализованных постановок: «допишем классика»; постановка на основе собственного сценария; постановка с обратной связью, когда в финале в решение проблемы вовлекаются зрители.
Музей, выставка. Минимальное техническое оснащение: деньги на билеты для посещения музея, экспонаты и экспозиционная площадь в музее (школе, клубе). В 2003 году двери трезвенникам открыл музей Евгения Боратынского. В последние пять открыл двери и музей академиков Арбузовых. Вариантом может быть экспозиция в краеведческом музее, посвящённая трезвенническим организациям. Экспонатами могут быть не только архивные материалы, но и предметы с трезвеннической символикой: календари, значки, открытки, брелоки. Предусматривается и творческая активность посетителей выставки. Например, после выставки профилактических брелоков проводится творческая лаборатория «Сделай брелок своими руками». А после выставки одежды с трезвенной символикой, например, желающим предлагается задание придумать символику для предмета одежды [15, c.23-24].
Весенний праздник трезвости 2018 пополнился новым экспонатом: многоцветными браслетами с надписью «Праздник трезвости» [15, с.4].
Вот какой отзыв о посещении музея оставила кандидат педагогических наук, защитившая диссертацию по профилактике, Ю.Ю. Белова: «Дважды мы были в музее Боратынского с соратниками и студентами. Экскурсии Владимира Михайловича — это настоящее подвижничество! А главное, сколько души в них. Спасибо за представленные возможности посетить музей. И всех с праздником!» [16].
Книжная выставка организуется в музее из подборки книг из служебных и личных библиотек и другими материалами. Самое главное на такой выставке, чтобы не было перекоса в сторону медицинской литературы. Иначе может сложиться впечатление, что трезвость – удел больных людей. Поэтому важное место, по замыслу Ловчева, на таких выставках должно быть отведено художественной литературе, произведениям живописи с профилактическим потенциалом и литературе, издаваемой в трезвеннических организациях. Целесообразно сделать презентацию этой литературы и проводить консультации с посетителями выставки [17, c.25-26].
Моя вторая книга. На весеннем празднике трезвости 2015 появилась оригинальная форма обмена книгами профилактического содержания. Главная идея – подарить второй экземпляр книги из личной библиотеки на следующих условиях: 1) книга должна быть высокохудожественной, а не брошюрой-страшилкой; 2) книга должна быть в хорошем состоянии, чтобы гармонировать с красивой трезвенной символикой; 3) подаренная на выставку книга должна иметь послание-инструкцию, почему она тут оказалась.
Вот какой текст предлагает будущим читателям книги В.М. Ловчев:
«Дорогой Друг!
…Ты держишь в руках одно из самых лучших творений мировой литературы («Фауст, И.В. Гёте – прим. авт.), да ещё в переводе изысканнейшего нашего поэта — Бориса Пастернака… Эта книга – не все времена. Обрати внимание, что она полезна для профилактики той опасности, которая грозит нашей Родине.
Уже в начале трагедии Фауст шлёт проклятие самым мерзким для него явлениям, в том числе опьянению вином (начало стр. 61)
Обрати внимание, что Мефистофель (то есть Дьявол) первое своё чудо – пойку устраивает в кабаке! (Стр.78-93).
А на вершине своей жизни Фауст осознаёт, что самое главное для человека – свобода (стр.459), то есть и свобода от всех зависимостей» [18, c.6].
Словесные конкурсы. Уместны на книжной выставке и словесные конкурсы, которые можно проводить в нескольких форматах: четверостиший, двустиший, поэтических загадок (вставляется пропущенное слово), акростихи (чтение ключевого слова по вертикали). В числе удачных примеров, двустишие: «Тот России патриот, кто не курит и не пьёт» и далее варианты к рифме: «Кто не курит и не пьёт…». Акростих «пиво» выглядит так:
Путь
Интенсивного
Вырождения
Общества
Словесные пазлы (демонтажка). Предварительно распечатанный текст (например, цитата) разрезается на фрагменты. Задачи – 1) из фрагментов собрать высказывание; 2) из предложенного списка авторов решить, кому принадлежит это высказывание. Словесные пазлы хорошо работают и на уличных акциях, но в этом случае фрагменты текста для устойчивости приклеивают на картон.
Кроссворды. Это – пирамидка строк и колонок (по горизонтали и вертикали), которые необходимо заполнить нужными словами, не нарушив при этом саму пирамиду. Обычные литературные кроссворды, применяемые на казанских праздниках трезвости, предложено дополнить картинно-литературной крестословицей. Главная идея – увидеть литературу через картины. Например, «Трезвенническая художественная литература, увиденная через живопись (скульптуру, архитектуру).
Восприятие пространства и времени, испрямление кривого. Оно играет важнейшую роль, так как в обществе глубоко внедрена идея о том, что «пьют всегда, все и везде». Одним из способов испрямления искривлённого пространстваи времени является заочное путешествие. С помощью географической карты можно показать, что не все и не всюду пьют. В казанском опыте хорошо зарекомендовали себя карты Казанского общества 1900 года трезвости с экскурсоводом, которые опровергают миф, что «всегда так пили». На обычных политических картах разных стран можно разместить флажки со знаковыми фигурами выдающихся трезвенников, писателей и художников – авторов произведений с профилактическим потенциалом. Например, знаковые фигуры США – Джон Финч, Джек Лондон, Марк Твен, Швейцария ассоциируется с великим учёным и великим трезвенником Августом Форелем и т.д. Проведённая в родном городе экскурсия, связанная с именами трезвенников или трезвенными событиями, поможет увидеть родной город в новом свете. Наконец, важную роль в выпрямлении пронаркотического пространства играют улицы, названные в честь великих трезвенников, памятники. В Казани удалось переименовать школьный переулок в улицу Николая Фёдоровича Катанова, учёного-востоковеда, редактора крупнейшего журнала Казанской губернии начала ХХ века «Деятель», секретаря Казанского Общества Трезвости, автора «Татарских рассказов о вреде пьянства»
Фотосессия с фигурами привлекательных мужчин («Живи на трезвой волне» и женщин («Красиво – здоровой быть») с прорезями для лица на праздниках трезвости тоже пользуются большим спросом [19, c.27-36].
Профилактические пятнашки. Они состоят из фанерного рабочего стола и 15 пятнашек или квадратиков со сторонами 125 см. Задача – разложить пятнашки в нужном порядке. Например, в пантеоне древнегреческих богов, Дионис, покровитель виноделия появился последним, что разрушает миф об извечности алкопотребления [20, с. 68-70].
Математические задачи. Это – интеллектуальный конкурс, например, на историческую тему, наверное, даже для младших школьников.. Вот один из вопросов конкурса: «Деятельность Казанского общества трезвости была представлена на Всемирной выставке в Турине… там оно получило «большую премию», а председатель общества А.Т. Соловьёв был награждён серебряной медалью. В каком году произошло это событие, если первая всемирная выставка была в 1851 году в Лондоне, а выставка в Турине на 60 лет позже?» (Ответ: в 1911 году) [21, с.64-67].
СМС-сообщения. Новейший атрибут праздников трезвости – СМСки. На последнем 20-м весеннем празднике трезвости 2018 был объявлен конкурс на лучшую СМСку, приглашающую на праздник трезвости. На основе начального текста «Приходи на праздник трезвости! Праздник трезвости это — …» нужно было пригласить друзей. Лучшей была признана СМСка, которая заканчивалась словами: «Праздник трезвости это – общение, знакомства, дружба и веселье».
Пропуск на праздник. Это — новинка, апробированная на весеннем празднике трезвости 2018. Задача – нарисовать себе пропуск на праздник трезвости [22, c.4-5].
Квесты. (англ. quest – «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») – один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей [23]. Одним из самых популярных квестов весеннего праздника трезвости 2018 стал «Поиск клада». Надо было найти сокровища материальные и сладкие, после получения которых ведущий проводил беседу с гостями о сокровищах внутри нас – доброте, любви, милосердии [24].
Таким образом, основной перечень методов и форм проведения праздников трезвости по-казански состоит из десятков традиционных и инновационных видов мероприятий. Фантазия казанских трезвенников неистощима. Продолжая мысль В.М. Ловчева о символах праздника трезвости, можно утверждать, что для полноценного перехода праздников трезвости в трезвые праздники как норму жизни необходим ряд символов, ритуалов и других элементов именно праздника – одежда, еда, напитки, посуда, ритуальные формы приёма пищи, развлечений, произнесения праздничных пожеланий и т.д., которые смогли бы создать атмосферу полноценного праздника. Праздника, без комплекса неполноценности для абсолютного большинства людей, в частности российских граждан, с учётом региональных особенностей. Это – задача не из лёгких.
В чём причина успешности казанского опыта праздников трезвости? Сам праздник – это комплекс мероприятий в определённые дни, но это – узкое понимание праздника. По сути – это масштабный культурный просветительский проект в области литературы и искусства. Казанские праздники трезвости это – регулярные отчётные мероприятия о работе казанского отделения Международной независимой ассоциации трезвости (КО МНАТ), которые проводятся 2 раза в год. А отчитываться есть в чём. КО МНАТ с года своего основания (1991) выпускает информационный бюллетень «Феникс» под редакцией В.М. Ловчева, сначала в бумажной версии, потом в электронной. Первый раздел обычно посвящается памятным датам (памяти ушедших товарищей, юбилеи, праздники), есть такие постоянные рубрики, как: «В отделениях МНАТ», освещающем события на антинаркотическом фронте, «В курганах книг» с их профилактическим потенциалом. Не забывают здесь и о работе с символами. Это – загадки на основе памятника, картинки, значка и т.п. В первые годы издавалось и информационное приложение «Эйфория», которое посвящалось выдающимся отечественным и зарубежным трезвенникам и трезвенным событиям российского и международного масштаба, как историческим, так и современным. В конце апреле 2018 года был выпущен «Феникс» под номером 316.
В Казани в течение последних десятилетий проводятся научные исследования и традиционные чтения с выпуском сборников научных статей, в том числе с региональным компонентом. Осенью 2017 года состоялись восьмые традиционные чтения. Каждый год посвящается какой-либо культуре. Например, в 2016 году изучалась итальянская культура, и этот год стал знаменательным для Казанского общества трезвости, так как на выставке в Турине казанский проект профилактического характера завоевал первую премию, а его руководитель (А.Т.Соловьёв) серебряную медаль. Следующий 2017 год был посвящён античной культуре, изучались труды Геродота, Гомера, Плавта, Нонна Панополитанского, Овидия. Были рассмотрены трезвеннические аспекты в науке, архитектуре, скульптуре, живописи. Текущий 2018 – это год Индийской культуры, которая является почти полностью свободной от алкоголя, и в центре внимания исследователей — жизнь и мудрость выдающегося политического деятеля и писателя Махатмы Ганди.
Очевидно, что подготовка к праздникам трезвости здесь ведётся непрерывно, в течение всего года. Главный девиз всех праздников: «Пусть трезвость будет культурнее, а культура – трезвее!». Подготовка к осеннему празднику трезвости плавно перетекает в подготовку к весеннему и наоборот. Знаменательно, что на другой день после последнего из числа проведённых весеннего праздника трезвости 2018 в социальной сети «ВКонтакте» в группе Ловчева «Праздник трезвости открывает книгу» появилась запись: «Да здравствует Праздник трезвости! Готовимся к Празднику трезвости осеннему (11.09.2018), распространяя информацию о Празднике весеннем» [25].
Группа «Праздник трезвости открывает книгу» создана для оперативного обмена информацией. Здесь регулярно публикуются краткие ёмкие заметки с иллюстрациями, как правило, связанные с календарными датами и посвященные произведениям литературы и искусства с профилактическим потенциалом и их авторам. В их числе – отечественные и зарубежные поэты и писатели: Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Е.А. Боратынский, Николай Добролюбов, Л.Н. Толстой, Николай Гумилёв, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Булгаков, Ильф и Петров, Братья Стругацкие, Борис Акунин, Иосиф Бродский, а также автор «Илиады» и «Одиссеи» Гомер, Уильям Шекспир, Люис Кэррол, Артур Конан Дойль, Р.Л. Стивенсон, Марк Твен, Джек Лондон, Иоганн Вольфганг Гёте, Джеймс Джойс, Антуан де Сент Экзюпери. Здесь убеждены: «Очищая литературу от пронаркотических напластований, мы оздоровляем всю культуру в целом» [26; 27].
Уделяется внимание и великим художникам. Это – О.А. Кипренский, написавший портрет Пушкина, художники передвижники Г.Г. Мясоедов, П.А. Федотов, Б. Кустодиев, Н. Богданов-Бельский, С.Ю. Судейкин, а также итальянец Тициан, написавший портрет Иоанна Крестителя, французы Эжен Делакруа, Гюстав Моро, Жан Оноре Фрагон, Питер Пауль Рубенс с его разоблачительным «Вакхом» и др.
Здесь, кроме известных трезвенных, отмечают и другие знаменательные даты и умеют увязать их с профилактикой: даты рождения великих артистов, День мецената, День братьев и сестёр, День российской анимации, Международный день памятников и исторических мест, Всемирный день культуры, День Земли, День телевидения, День покровителей Интернета, Международный день, свободный от Интернета, День СМСок, Международный день объятий и др. [28].
Весенний праздник трезвости 2018 года, как всегда, прошёл увлекательно, весело и познавательно, хотя непогода и сократила число возможных участников ПТ. Однако подготовка праздника была такой долгой и основательной, что прочитать о нём смогли многие, а самые стойкие и упорные отметили праздник трезвости в назначенный день на славу. На празднике были использованы как традиционные, так и инновационные мероприятия. В их числе, новые символы (браслеты «Праздник трезвости), конкурс на лучшее СМС-приглашение на праздник, пропуск на праздник, нарисованный своим руками, книжная выставка «Моя вторая книга» с профилактическим рекомендациями дарителя и др. Наверное, казанские трезвенники будут ещё долго переживать и вспоминать, о том, что получилось или не очень получилось на празднике, и как сделать праздник трезвости ещё лучше.
Вот что думают о праздниках трезвости в Казани сами участники. Опрос среди волонтёров, помогающих в организации праздников трезвости разных лет в Казани, показал, что 51 процент из них приняли участие, т.к. это «было весело», остальные отметили такие достоинства праздников как «общение с людьми», «позитивный настрой организаторов и волонтёров», «Интересные интерактивы и музыка», «понравилось работать в дружной команде».
Из отзывов активистов на праздниках трезвости в Казани:
Профилактика химических зависимостей наиболее эффективна, если «не говорить напрямую о трезвости и профилактике, а предоставить возможность попробовать себя в разнообразной деятельности, имеющей профилактический смысл… отточить профессиональные качества, коммуникативные навыки, найти свои сильные уникальные стороны… Всё это способствует формированию здоровой личности, которая не нуждается в психоактивных веществах» [29, с.46-49].
Традиционные чтения, праздники трезвости дают не абстрактные идеи о вреде алкоголя и табака, но «укореняют позитивные эмоции о трезвости через ассоциации о родном городе, знакомых улицах, памятниках, виденных с детства. В результате трезвость становится близкой, родной, понятной» [30, с.27-28].
Критически настроенный человек спросит: «А как быть с алкогольным (табачным, наркотическим) капиталом? На них ведь уговоры не действуют». Казанские трезвенники это понимают, поэтому кроме праздников трезвости участвуют и в общественном движении. Здесь 26 лет тому назад смогли добиться запрета на проведение праздников пива, а сейчас проводят активную кампанию за запрет рекламы безалкогольного пива, протестуют против создания музея алкоголя в Казани, пишут письма протеста властям, участвуют в электронных голосованиях, но главным в их деятельности всё-таки является трезвенное просвещение через шедевры мировой и отечественной культуры. Поэтому речь скорее идёт о специализации в трезвенническом движении, в котором казанские трезвенники заняли и достойно представляют свою нишу.
Таким образом, праздники трезвости становятся реальностью прежде всего, в руках энтузиастов и профессионалов, лучше, когда есть сочетание того и другого. Можно ли повторить опыт казанских трезвенников в других регионах? В полном объёме вряд ли получится, ведь не везде найдётся профессионал высокого класса в области литературы и искусства в сочетании с трезвенными убеждениями. Но сама идея находить профилактический потенциал в любом деле, к которому лежит душа и которое ты лучше всего знаешь, является полезной для всех, кто хочет, чтобы в нашей жизни нашлось место и для праздников трезвости, а наши праздники в целом как явление культуры стали трезвыми.
Наталья Александровна
Гринченко,
кандидат педагогических наук,
Елецкий государственный
университет им. И.А. Бунина
Литература
1. Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма (заключительный отчет). — Ленинград: Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины АМН СССР, 1981. – 176 с., 9 таблиц// URL: http://zodorov.ru/razrabotka-individualenogo-psihofiziologicheskogo-podhoda.html
2. Собриология. Наука об отрезвлении общества/Под ред. проф.А.Н. Маюрова. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2011.- 503 с.
3. MacLeod, S.A. (2016). Bandura – Social Learning Theory. Retrieved from: URL: http://www.simplypsycology.org/bandura.html.
4. Nabavi, R.T. Bandura’s Social Learning Theory&Social Cognitive Learning Theory, 2011-2012: 23p.
5. Ловчев В.М. Отречение от Диониса (к вопросу о возможности культурологического подхода к профилактике наркотизации): монография/В.М. Ловчев; М-во обр. и науки РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань: КНИТУ, 2015. – 304 с.
6. Там же.
7. Ловчев В.М. Знаки и символы в сфере потребления алкоголя: конструирование, развёртывание, противодействие (наркоконфликтологический аспект): монография/В.М. Ловчев; Министерство образования и науки РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань: КНИТУ, 2014. – 180 с.
8. Ловчев В. Праздник трезвости: опыт и перспективы//Эйфория.-2010.-№1 (119).- 44с.
9. Ловчев В. Татарстан – впереди России всей!// Феникс.- 2015.- №14 (259). – С.2-4.
10. Ловчев В. Праздник трезвости: опыт и перспективы//Эйфория.-2010.-№1 (119).- 44с.
11. Там же.
12. Праздник трезвости открывает книгу// URL:
https://vk.com/club145210641 (Дата обращения: 30.04.2018)
Ловчев В. Праздник трезвости: опыт и перспективы//Эйфория.-2010.-№1 (119).- 44с.
14. Там же.
15. Ловчев В.М. Знаки и символы// Феникс.- 2018.- №9 (316). – С.4.
16. Праздник трезвости открывает книгу// URL: https://vk.com/club145210641 (Дата обращения: 30.04.2018)
17. Ловчев В. Праздник трезвости: опыт и перспективы//Эйфория.-2010.-№1 (119).- 44с.
18. Ловчев В.М. Моя вторая книга//Феникс.- 2018.- №9 (316). – С.6.
19. Ловчев В. Праздник трезвости: опыт и перспективы//Эйфория.-2010.-№1 (119).- 44с.
20. Ловчев В. Профилактические пятнашки. Шестые традиционные чтения//Эйфория. – 2015. — №1 (126). –С.68-70.
21. Юдина А. Математические задачи на празднике трезвости Шестые традиционные чтения//Эйфория. – 2015. — №1 (126). –С.64-67.
22. Бахтиева К. Праздник трезвости – это… //Феникс.- 2018.- №9 (316). – С.4-5.
23. Квест (значения)// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест_(значения) (Дата обращения: 1.05.2018)
24. Ловчев В. Праздник трезвости двадцатый мы отметили, ребята!// Феникс.- 2018.- №9 (316). – С.2-4.
25. Праздник трезвости открывает книгу// URL: https://vk.com/club145210641 (Дата обращения: 30.04.2018)
26. Там же.
27. Ловчев В.М. Книжная культура как фактор консолидации оптимистических трезвеннических инициатив Казани. Восьмые традиционные чтения. Материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2017 г.)// Эйфория???. – Казань, 2017.–С.20-27. Эйфория, 2017, № 2 (129), С. 20-27.
28. Праздник трезвости открывает книгу// URL: https://vk.com/club145210641 (Дата обращения: 30.04.2018)
29. Шарафутдинова Р.Р. Анализ представлений волонтёров о празднике трезвости (весна 2017 г.). Восьмые традиционные чтения. Материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2017 г.)//Эйфория???. –Казань, 2017.–С.46-49. Эйфория, 2017, № 2 (129), С.46-49.
30. Климовский Р.В., Ахтямов Р.Р. Размышления практикующих врачей о трезвости. Восьмые традиционные чтения. Материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2017 г.)// Эйфория, 2017, № 2 (129), С. 27-28..
Впервые опубликована:
Гринченко Н.А. Опыт проведения праздников трезвости: социокультурный подход//Пути и условия совершенствования системы профилактики зависимых форм поведения в образовательной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 31 мая, 2018 г. М., 2018. С.18-25.