ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Согласно данным ряда исследований, алкоголь – основной пусковой механизм приобщения подростков ко всем остальным легальным и нелегальным наркотикам, так как он снимает запрет на одурманивание.

В обществе в целом алкоголь является причиной многих проблем. Это – падение нравственности, аварийность и травматизм, разбитые семьи, безнадзорность детей и сиротство при живых родителях, рождение детей с пониженным уровнем здоровья и явных инвалидов. Высокий уровень потребления алкоголя является основным фактором сверхсмертности россиян, т.к. этанол – токсичное вещество. Одномоментный прием 400 г. «качественного» спирта является смертельно опасным для большинства, 93 процента смертельно опасных отравлений вызваны так называемым «качественным» алкоголем [15, c. 18-23].

Кроме того, пьющие родители подают дурной пример своим детям, и первую рюмку, чаще всего, ребёнок получает из рук собственных родителей в кругу семьи ещё в подростковом возрасте, разрушая тем самым естественную трезвость и снимая запрет на одурманивание. Как показывают исследования, чем раньше произошло приобщение к алкоголю, тем больше риск того, что у человека будут проблемы с алкоголем в будущем. Кроме того, подросток многое теряет здесь и сейчас. Он теряет интерес к учёбе и хуже учится, возрастает риск правонарушений и травматизма, алкоголь часто сочетается с курением и многократно возрастает риск приобщения к наркотикам.

Профилактика именно ранней алкоголизации актуальна также потому, что к окончанию школы мало детей сохраняет естественную трезвость, а 80% алкоголиков начали употреблять алкоголь в возрасте до 18 лет. Поэтому важнейшей задачей является ориентация обучающихся на абсолютную трезвость, полное воздержание от употребления любых опьяняющих веществ.

Большой профилактический потенциал содержится в образовании. В отечественной системе образования традиционно применяются термины «антиалкоголическое воспитание», «антиалкогольное воспитание», «антинаркотическое воспитание». В дореволюционной России в школах проводились уроки трезвости. В последнее десятилетие в России делается упор не столько на разоблачении алкогольного зла, сколько на формировании трезвого здорового образа жизни. Написаны программы и учебники, вносятся предложения по введению отдельных уроков культуры здоровья в целом или уроков трезвости.

При перегруженности современных основных образовательных программ в образовательных организациях важным профилактическим ресурсом являются образовательные дисциплины, в их числе учебный предмет «Иностранный язык». В последние годы важнейшим направлением развития отечественной методики обучения иностранному языку является социокультурный подход, предполагающий обучение языку через культуру. Причём, предусматривается изучение культуры страны изучаемого языка в диалоге с родной, включая её региональный компонент. На уроке иностранного языка можно изучать и факты культуры, имеющие профилактически потенциал: трезвенные идеи, традиции, трезвенные движения, произведения литературы и искусства, биографии выдающихся трезвенников и т.д.

Программирующая роль социокультурной среды
на поведение личности

Социокультурный подход к профилактике является научно обоснованным, т.к. социокультурная среда обладает программирующим воздействием на личность, на её сознание и поведение, что может играть как положительную роль, так и отрицательную [13, c. 46-49].

Теория социально-когнитивного научения. Известны опыты Бандуры, которые доказывают, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера. Детям демонстрировали агрессивное поведение по отношению к кукле. После этого оставили их одних, и дети, которые до этого играли с куклой, стали повторять агрессивное поведение взрослых – бить куклу, говорить грубые слова. Так в лабораторных условиях было ещё раз доказано известное: среда оказывает программирующее воздействие на сознание и поведение личности [9, c. 146].

Теория психологическойзапрограммированности. Советский учёный  Г.А. Шичко изучал программирующее воздействие среды на сознание и поведение личности применительно к употреблению алкоголя и табака. Он сделал открытие, что универсальная причина употребления алкоголя – это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической питейно-проалкогольнойзапрограммированностью. В структуре питейной запрограммированности Шичко выделил 3 компонента (установка, программа, проалкогольное убеждение). Данная питейная запрограммированность может формироваться задолго до первого приёма спиртного. Главную роль играют «питейные убеждения», т.е. уверенность в том, что умеренное употребление спиртного – нормальное явление [6, c. 101-118]. Формируются ложные питейные убеждения как за счёт примера окружающих, так и за счёт программирующего влияния произведений литературы и искусства. Особенно в этом преуспела современная киноиндустрия. Алкоголь (и табак) так часто здесь упоминаются прежде всего потому, что это – скрытая реклама. Суть рекламы – показать необходимость данного товара в жизни, что выгодно алкогольно-табачному капиталу. Свою долю прибыли имеют и создатели фильмов и всевозможных шоу-программ [2, URL]. Сегодня значительная часть населения уверена, что алкоголь не наркотик, а пищевой продукт. Такую мысль стараются укоренить в обществе сторонники алкобизнеса. Что показывают в СМИ, на то и нацелен народ. Зачастую трезвенников в кино высмеивают и показывают дураками, так как зрителям нельзя давать и малейшей идеи о том, что без алкоголя можно жить.

Трезвенное просвещение как инструмент профилактики ранней алкоголизации в средней школе

Профилактика ранней алкоголизации в широком смысле, согласно отечественным исследователям Ю.П. Лисицина и Н.Я. Копыт – целенаправленная профилактическая работа среди подрастающего поколения, которая носит комплексный характер, проводится на различных уровнях и представляет собой систему скоординированной деятельности различных ведомств и служб, участвующих в ней. В узком смысле это – система противоалкогольного просвещения в школе, которая является частью общего санитарно-гигиенического воспитания в школе[10, c. 27-34].

Исторически сложились два основных подхода к профилактике:

1) стратегия уменьшения вреда,которая базируется на так называемой «теории культурного пития», активно поддерживаемой алкогольным лобби, которое щедро финансирует и пропаганду алкоголя, и «научные» исследования, результаты которых часто подгоняются под интересы заказчиков;

2) ориентация на абсолютную трезвость опирается на теорию трезвости и содержится в трудах многих зарубежных и отечественных ученых – медиков, педагогов, психологов (Бенджамин Раш, Август Форель, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман, Г.А. Шичко, Ф.Г. Углов, Д.В. Колесов, А.Н. Якушев, А.Н. Маюров, В.П. Кривоногов, А.М. Карпов, В.В.Аршинова, Л.К. Фортова, В.В. Барцалкина, Н.А. Гринченко и др.).

В теорию трезвости внесли свой вклад и великие русские и зарубежные писатели с мировым именем – Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, У. Шекспир, Джек Лондон, Дж. Оруэлл и др., которые разоблачали алкогольное зло и призывали жить трезво.

В наши дни появляются глубокие и всесторонние исследования учёных, разоблачающие мифы о безопасном употреблении алкоголя. В британском медицинском журнале “Lancet” опубликована статья, в которой на основании многолетних исследований во многих странах мира делается вывод о том, что безопасная доля алкоголя равна нулю, и что Всемирной Организации Здравоохранения следует рекомендовать пересмотр прежней стратегии малых доз в отношении к алкоголю [16, URL].

Какой вклад в отрезвление общества может внести школа? Школа призвана не только обучать, но и воспитывать. Речь идёт, прежде всего, о «трезвенном просвещении», «трезвенном воспитании».

Что такое трезвость? В самом общем виде это врождённое, естественное состояние всех живых существ, включая человека.

Доктор медицинских наук, профессор К.Г. Башарин утверждает, что «трезвость – это полная свобода живых существ, включая человека, от алкогольной, табачной, наркотической запрограммированности и фактических отравлений. Ясное, чёткое отражение головным мозгом окружающей действительности. Естественное творческое, единственное разумное состояние человека, семьи, общества и всего человечества» [4, c. 85].

Трезвенное просвещение – это «организационный процесс, формирующий трезвенное мировоззрение; это одно из важных условий духовно-нравственное формирования личности». Цельтрезвенного просвещения–«формирование трезвенного мировоззрения как системы трезвенных убеждений» [3, c .21-23].

Трезвенное просвещение на уроке иностранного языка

О чём можно рассказать детям на уроках иностранного языка? В контексте трезвенного просвещения можно выделить три основных тематических блока 1. Мифы об алкоголе. 2. Антиалкогольные ограничительные меры. Сухие законы. 3. Трезвенные движения в России и за рубежом. Великие трезвенники прошлого и  настоящего.

Внутри каждого из тематических блоков следует выделить предметы обсуждения. Основой самой дискуссии является проблема, выделенная внутри темы или предмета обсуждения (Е.И. Пассов).

Предметы обсуждения тематического блока «Мифы об алкоголе»

  • Алкоголь улучшает сон, аппетит, настроение, предупреждает заболевания.
  • Алкоголь входит в состав различных лекарств, уменьшает боль, снимает усталость, помогает согреться, повышает потенцию.
  • Миф об извечном русском пьянстве.
  • Пиво – не алкоголь.
  • Дорогой алкоголь менее вреден.
  • Немного алкоголя для беременной – не опасно.

Например, при обсуждении мифа об извечном русском пьянстве можно сформулировать две главные проблемы: «Как этот миф соотносится с фактами? Как правда об образе жизни нашего народа отражается в художественном творчестве?»

Выяснилось, что «на самом деле возраст пьяной «традиции» для русского народа составляет не более одного-двух столетий» (В.В. Похлёбкин, Ф.Г. Углов, А.Л. Афанасьев, В.П. Кривоногов, В. Мединский).До 1917 года употребление алкоголя было не более 4-5 литров в год. Если же обратиться к истории славянских народов до XVI-XVII века, то выясняется, что мы были мало или почти не пьющим народом. Сегодня же, «благодаря» фантастической доступности алкоголя в интересах алкогольного бизнеса под аккомпанемент проалкогольной пропаганды, пьянство становится нормой жизни для многих людей [8, c. 5]. Зато миф об «извечном русском пьянстве» поддерживается современным искусством: в песнях, художественных произведениях, кинофильмах. Картины пьянства настолько агрессивно внедряются в народное сознание, что редко кому приходит в голову мысль проверить эту «истину».

Предметы обсуждения тематического блока: «Антиалкогольные ограничительные меры.Сухие законы»

  • Мировые модели наркотизма и трезвости А.Н. Маюрова.
  • «Сухой закон» в России 1914-1925 гг.
  • Международный опыт антиалкогольных ограничительных мер.
  • Закон «21+», запрещающий употребление алкоголя до 21 года, в США, в большинстве стран западной Европы.

Например, в процессе обсуждения «сухого закона» в России 1914-1925 гг. главной является проблема: «Удалось ли осуществить отрезвление народа в те годы?»

Выяснилось, что в течение 1914-25 гг. душевое потребление алкоголя в стране приблизилось к нулю, составляя 0,1-0,2 литра. Алкоголь оставался в основном в дорогих ресторанах и посольских приёмных. Для масс народа он стал недоступным. Подводя итоги годового опыта трезвости после введения «сухого закона», доктор медицины А. Мендельсон в книге «Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства» (1916 г.) пишет: «…дальнейшая добровольная трезвая жизнь получила в свою пользу аргумент, равного которому не было в истории человечества» [12, c. 39].

Этот закон оказал большое воспитательное и самое благотворное влияние на умы и нравственность людей. Несмотря на его отмену, душевое потребление в стране колебалось от 0,83 до 2,0 л. и только в пятидесятых годах начался катастрофический рост душевого потребления алкоголя, выйдя в восьмидесятых годах на первое место в мире[5, c. 15].

В постреволюционном СССР главной причиной отмены запретительно-ограничительных мер в 1925 году было не самогоноварение – размеры его по сравнению с сегодняшним днём были относительно невелики, – а стремление руководства страны во главе с И.В. Сталиным найти «новые источники для новых доходов на предмет дальнейшего развития нашей промышленности». Причём, введение государственной водочной монополии оценивалась Сталиным в 1927 г. как «временная мера» [7, c. 117].

Предметы обсуждения тематического блока «Трезвенные движения в России и за рубежом. Великие трезвенники прошлого и настоящего»

  • История трезвенных движений. Идеи Бенджамина Раша (США), Августа Фореля (Швейцария) и др. выдающихся деятелей международного трезвенного движения об отрезвлении общества;
  • International Organization of Good Templars” (IOGT). Интернациональная организация гуманизма и трезвости (ИОГТ) – самый устойчивый и длительный антиалкогольный проект в истории человечества;
  • История трезвенных движений в России. Идеи выдающихся писателей, учёных, политических деятелей об отрезвлении общества: Ф.Г. Достоевского, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, М.Д. Челышова об отрезвлении общества;
  • Общества трезвости в России и за рубежом.;
  • Трезвеннические организации в современной России: «Союз борьбы за народную трезвость» (СБНТ), «Оптималист», «Международная академия трезвости» (МАТр), Казанское отделение Международной независимой ассоциации трезвости» (КО МНАТ)
  • Апостолы трезвости с древнейших времён и до наших дней: Иисус Христос, Иоанн Креститель, Сократ, Аристотель, Пифагор, Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк, И.Н. Красноносов, Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко, В.Г. Жданов, А.Н. Маюров, В.М. Ловчев и многие другие;
  • Современные молодёжные трезвенные движения в России и за рубежом.

Проблемой для обсуждения тематического блока «Трезвенные движения» могут стать итоги и уроки трезвенных движений в России и за рубежом.

Региональный компонент культуры отражаетнациональное и региональное своеобразие культуры. Благодарными предметами для обсуждения на уроках и внеурочных мероприятиях наИЯ в тематическом блоке «Трезвенные движения в России и за рубежом» с учётом регионального компонента (г. Елец Липецкой области) могут стать следующие:

  • Подвижники трезвости Елецкого края;
  • Жизненный путь и трезвенные идеи Св. Тихона Задонского;
  • Жизненный путь и трезвенные идеи Д. Булгаковского;
  • «Рождественское Аргамаченское общество трезвости» в Ельце и жизненный путь и подвиг священника Н. Брянцева;
  • «Согласие против пьянства» и трезвенная публицистика Л.Н. Толстого;
  • М.С. Соломенцев об антиалкогольной кампании 1985-1987 гг.

В рамках своего исследования мы разработали виртуальный урок-экскурсию на тему «Трезвый Елец» на английском языке, взяв за основу материалы книги Н.А. Гринченко и Д.А. Ляпина «Трезвый Елец» (2013). Такой урок можно провести при изучении темы «Мой родной город».

Урок-экскурсия «Трезвый Елец» предусматривает следующие этапы:

  1. Вступительное слово учителя;
  2. Рассказ о вкладе Русской Православной Церкви и Святителе Тихоне Задонском в борьбу за трезвый здоровый образ жизни;
  3. Виртуальное посещение храма Рождества Пресвятой Бого­родицы и рассказ о Рождественском Аргамаченском обществе трезвости и отце Николае Брянцеве;
  4. Виртуальное посещение храма Усекновения главы Иоанна Пред­течи в Ламской слободе и рассказ о Д.Г. Булгаковском и его вкладе в трезвенное просвещение;
  5. Виртуальный выезд на улицу Льва Толстого. Рассказ о том, как писатель связан с елецким краем и о его вкладе в борьбу за трезвость в России;
  6. Виртуальное посещение сквера и памятника выдающемуся советс­кому политическому деятелю, ельчанину Михаилу Сергеевичу Соломенцеву и рассказ о его вкладе в борьбу за трезвость в СССР;
  7. Виртуальное посещение ряда спортивных объектов, рассказ о фор­мировании трезвого здорового образа жизни на совре­менном этапе;
  8. Виртуальное посещение Елецкого государственного универ­ситета им. И.А. Бунина, рассказ о спецкурсе «Трезвый образ жизни» и вкладе ЕГУ в формирование трезвого здорового образа жизни.
  9. Викторина по экскурсии.
  10. Подведение итогов экскурсии, заключительный анкетный опрос, прощание [14, c. 63].

Эксперимент с проведением урока-экскурсии «Трезвый Елец» проводился в феврале 2016 года в гимназии № 11 города Елец на старшей ступени обучения (10 класс) во время прохождения педагогической практики. Анкетный опрос обучающихся, проведённый до и после проведения урока-экскурсии на 8 ключевых вопросов по содержанию урока показал рост числа правильных ответов в среднем на 52,25% процента [14, c. 60].

Трезвенное просвещение во внеурочной деятельности  на иностранном языке

Традиционно для обозначения внеурочной деятельности сосуществует ряд терминов: внеклассная работа, внеурочная работа, внеаудиторная работа (ВР). Внеаудиторная работа(2009) – работа с учащимися вне расписания аудиторных занятий. Предусматривает участие в вечерах отдыха, встречах с интересными людьми, просмотре фильмов, спектаклей и др. Является значительным резервом обучения и средством достижения целей обучения [1, URL].

Одним из выдающихся произведений мирового уровня, которое можно применять в целях трезвенного просвещения в системе образования является повесть великого американского писателя Джека Лондона «Джон – Ячменное зерно». Основные антиалкогольные идеи автора можно свести к сле­дующему:

1. Доступность как причина приобщения к алкоголю.

«Единственный способ прекратить войну – перестать воевать. Единственный способ прекратить пьянство – перестать продавать алкоголь. Китай прекратил всеобщее курение опиума, запретил выращивать его и ввозить в страну. Все философы, священники и врачи могли бы тысячу лет до хрипоты твердить о вреде опиума, но пока яд был доступен, курение его продолжалось. Такова уж человеческая природа!».

2. Питейные обычаи и традиции.

«Что бы ни случилось в жизни, это всегда омывалось выпивкой» (глава 10).

«Войдя в питейное заведение обязан как мужчина пить во испол­нении своего общественного долга»Если хочешь с кем-то породниться – нужно с ним выпить».

3. Влияние и агрессивность микросоциальной среды.

Автор демонстрирует социальный вред, наносимый алкоголем (цитата с постера:«YoungMenwantedtoenlist, inthegreatarmyofdrunkards, bums, tramps, criminals, lunatics, paupersloafersetc» – «Молодые люди, хотели попасть в великую армию пьяниц, бомжей, бродяг, преступников, сумасшедших, нищих, бездельников и т.д.».

4. Тяжкие последствия для личности, семьи, общества.

«Кто умеет пить, тот мужчина» – девиз, который популяризуется в обществе (глава 5). В связи с этим страдают семья и общество. Алкоголь нарушает нравственные устои и может привести к само­убийству, но это никого не останавливает от употребления хмельного напитка (главы 9, 10).

5. Завещание потомкам.

«Мы умеем оберегать детей от мышьяка и стрихнина, от тифоз­ных и туберкулёзных бацилл. Примените такие же меры к Ячменному зерну! Запретите его! Не выдавайте патентов и разрешений на кабаки, пусть Ячменное зерно не подстерегает молодёжь на каждом шагу! Я пишу не об алкоголиках и не для алкоголиков, а для юношей, которые ищут интересной жизни и весёлого общества, для тех, кого извращает наша варварская цивилизация, спаивающая их на каждом перекрёстке. Я пишу эту книгу для здоровых, нормальных юношей настоящего и будущего» [11,  с. 49-50], [14, c.49-50].

Целью расширений возможностей дискуссии нами был выбран формат билингвального внеурочного мероприятия «Трезвенные идеи в творчестве Джека Лондона». Ниже приводится план одного из вариантов данного ВР:

  • Проведение викторины по творчеству Джека Лондона и его повести «Джон – Ячменное зерно»;
  • Демонстрация домашнего задания – выразительное чтение вслух отрывков из повести «Джон – Ячменное зерно» на английском языке;
  • Перевод отрывков из повести на русский язык;
  • Выявление основных трезвенных идей в повести Джека Лондона «Джон – Ячменное зерно»;
  •  Дискуссия на тему: Зачем нужна трезвость? Что я обрету, если сохраню трезвость? Что я могу потерять, если утрачу трезвость? [14,c.68]

Эксперимент проводился в мае 2018 года в МБОУ СОШ № 9 г. Грязи на старшей ступени обучения (9, 10, 11 классы). Количество участников – 70 человек 15-18 лет. Перед ВР был проведён анкетный опрос обучающихся об их отношении к алкоголю. Из всех опрошенных болееполовины ребят в возрасте 15-18 лет уже пробовали алкоголь (пиво, шампанское, вино). Устный экспресс-опрос обучающихся, проведённый после ВР, вывил положительную динамику мнений по отношению к трезвости:

  1. Трезвость добро или зло? (48% положительных ответов до проведения ВР, 100% положительных ответов после проведения ВР);
  2. Возможна ли жизнь в России без продажи и употребления алкогольных изделий? (рост с 30% до 90%);
  3. Хотели бы вы в данный момент изменить отношение к здоровью? (17%-86%);
  4. Может ли разумный человек умеренно употреблять алкоголь? (35%- ответы «да»; 97% — ответы «нет»);
  5. ЗОЖ – значит не употреблять алкоголь вообще. Согласны? (24%-100%) [14, c. 69-70].

Таким образом, даже единичное мероприятие способно оказывать серьёзное воздействие на мнения обучающихся. Чтобы новые установки стали убеждениями и руководством к действию, необходима системная работа.

Ирина Александровна Филимонова,
магистр по педагогике, г. Грязи, Липецкой

Опубликовано в монографии «Воспитание культуры здоровья школьников в процессе иноязычного образования», Елецкий ГУ им. И.А. Бунина, 2020 г. – ред