«…Борьба наполовину никогда не обещает успеха»

«…всякое потребление алкоголя вредно; даже малые дозы алкоголя  расстраивают пищеварение, ослабляют сердце и лёгкие, понижают умственные способности человека. Но даже если оставить вопрос о действии малых доз алкоголя, то, прежде всего нельзя на практике определить, что признавать малой дозой алкоголя и что большой. Ибо для двух данных лиц малая доза будет одна для одного, а для другого – иная. Но главное – то, что дело обычно начинается с малых доз, которые, становясь вскоре привычными, затем переходят в большие. Таково общее свойство наркотических ядов: кто начинает  курить с двух-трёх папирос в день, тот скоро втягивается, постепенно переходит к 15-20 и, наконец, к 40 и более папиросам в день, то есть становится завзятым курильщиком; кто начинает себе впрыскивать морфий в малых дозах, тот с течением времени делается морфинистом. Так же дело обстоит и с алкоголем. Здесь нужно говорить не о больших или малых дозах, а вообще о каких бы то ни было дозах, за которыми обычно следуют повторные приёмы алкоголя, и человек постепенно и незаметно для себя превращается в хронического алкоголика. Борьба нужна не только со злоупотреблением спиртными изделиями, но и с потреблением их вообще, – тем более, что борьба наполовину никогда не обещает успеха. Нужна коренная борьба со злом, которая в конечном своём итоге должна привести к отрезвлению всего населения и полному изъятию алкоголя из вольной продажи.

Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ

(из книги «Алкоголизм и борьба с ним», изд-во Ленинградскогогубпрофсовета,  1927 год)

«На последнем съезде психиатров и невропатологов 23 декабря 1927 года, то есть накануне своей смерти, неутомимый Владимир Михайлович сделал доклад о «новом методе коллективного лечения больных хроническим алкоголизмом».

Профессор Кутанин

(из статьи «В.М. Бехтерев.Памяти выдающегося учёного», опубликованной 5 февраля 1928 года в «Саратовских известиях»)

«…ПРИВОДИТ К НАИЛУЧШИМ РЕЗУЛЬТАТАМ»

Я остановлюсь на работе амбулатории по лечению алкоголизма гипнозом, которая была организована мною ещё около двадцати лет назад в Петербурге как в заведываемой мною клинике душевных болезней Военно-Морской академии, так и в тогдашнем Противоалкогольном институте, ныне Патолого-Рефлексологичесом институте. В ту и другую амбулатории стекалось громадное количество больных не только из самого Петербурга, но и из далёкой провинции. Хотя амбулатория имела своей основой лечения гипноз, я придерживался той мысли, что для лечения алкоголиков гипноз  не должен считаться единственным средством, которое может помочь алкоголику, и что после точного исследования больного необходимо лечить все имеющиеся у него поражения организма, применяя и лекарственное лечение, и водолечение, и действовать на больного путём убеждения в виде бесед с больным, стараясь поднять в нём его работоспособность, развить в нём здоровые интересы к жизни.

Результаты получились поразительные. Казалось, что многие из лечившихся уже не в состояние получить исцеление, а между тем лечение гипнозом наряду с другими мерами в течение нескольких недель совершенно освобождало больного от его недуга.

Ныне в Нервно-психиатрическом диспансере вновь начаты, проводившиеся мною и ранее, опыты массового лечения алкоголиков путём коллективного гипноза. Метод этот заключается в том, что гипнозу могут быть подвергнуты одновременно свыше 50 больных. Опыт мне показывает, что коллективный гипноз даёт в общем лучшие результаты, чем индивидуальный.

К тому же лечение массовым гипнозом значительно экономит время, а это даёт возможность провести огромное число больных алкоголиков через диспансер.

Применяемая мною форма массового лечения алкоголиков состоит в следующем: вся алкогольная пациентура в диспансере собирается к определённому времени в зал и все размещаются на креслах и скамьях, расставленных в ряды таким образом, чтобы между ними можно было свободно проходить для проверки гипнотического состояния. Затем я представляю больным в возможно сжатых, но ярких образах с указанием на имеющиеся рисунки и таблицы весь вред, который приносит потребление спиртных изделий в отношении умственной и телесной сферы организма, с указанием на общее понижение жизнедеятельности организма, приводящее к сокращению жизни.

После того, как это убедительное наставление закончено (а оно непременно должно быть именно убедительным, иначе не воздействует на слушателей), я перехожу к заявлению, что «все вы пришли сюда для того, чтобы избавиться от своего болезненного недуга, и теперь, когда для вас представляется ясным весь вред, который вам приносят спиртные изделия, вы ещё больше укрепитесь в мысли о необходимости отказаться навсегда от алкоголя», и затем вселяю в них уверенность, что они могут восстановить своё здоровье, но для этого им необходимо совершенно прекратить потребление спиртных изделий. Последнее же достигается «с помощью разработанного мною метода гипнотического внушения». После таких слов я предваряю, как получается развитие гипноза, для чего всем необходимо закрыть глаза и сосредоточиться на мысли о сне. Затем делается общее внушение заснуть. Для проверки наступившего гипноза я прохожу между рядами пациентов и вызываю каталепсию у каждого больного поодиночке и оставляю в таком каталептическом состоянии во всё время сеанса внушения. Таким образом, для всех уже разом проводится мною внушение против пьянства в соответствующей форме. Наконец, по пробуждении в бодрствующем состоянии делается соответственная инструкция для осуществления метода самовнушения, вернее самоутверждения, которое предлагаю проводить у себя дома по много раз к вечеру перед засыпанием, уже в постели, при закрытых глазах, и также утром ещё до вставания с постели. Этим сеанс заканчивается до другого раза, через неделю. Такой сеанс над полсотней  или сотней алкоголиков в общей сложности требует не более получаса или двадцати минут времени. Метод лечения одновременно убеждением, гипнотическим внушением и самоутверждением приводит к наилучшим результатам без всяких других лечебных процедур.

Из последней лекции академика В.М. БЕХТЕРЕВА,

читанной им 23 декабря 1927 года на съезде психиатров и невропатологов