Гортоновика и трезвая жизнь

Приглашение к дискуссии

Есть мудрая индийская притча о слоне и слепых мудрецах. Она гласит: в одной деревне жили слепые мудрецы и слон. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон.» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его!».
Первый слепец нащупал большое плоское ухо и определил, что слон похож на веер.
Второй мудрец трогал ноги слона и заявил, что слон похож на дерево. Третий нащупал хвост слона и решил, что он похож на верёвку.
Четвёртый, который ощупывал бивни слона решил, что слон похож на копьё.
Пятый слон, ощупывая бок слона, говорил, что это большая, высокая, широкая и шершавая стена.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона и сообщил, что слон похож на змею.
Мудрецы так и не узнали, как выглядит слон…

Размышления наших соратников о новой науке – гортоновике похожи на ситуацию в этой притче. Каждый объясняет явления возникающих наркотических страстей исходя из своих представления, из своего информационного поля. В газете «Соратник» № 4 за июнь 2022 года опубликована дискуссионная статья В.В. Фролова «Алкогольное программирование». В ней автор пишет: «Г.А. Шичко, оптималисты считают что определяющим фактором влияющим на формирование программы алкоголепития являются внешняя информация (телевидение, литература, пьющие люди, продажа алкоголя, лживая информация об алкоголе и т. д.) Сам же человек является чем-то второстепенным и от него мало что зависит в вопросе пить или не пить. Так они считают, что народ спаивают злодеи – это не вина человека, а беда…»
Фролов же считает, что человек сам виноват в том, что он подвергается алкогольному программированию. Ведь одни пьют, другие нет. Одним людям алкоголь понравился, другим нет… Кому алкоголь понравился – те становятся пьяницами и алкоголиками, а кому не понравился – те трезвенники… Видно, что автор незнаком обстоятельно с теорией социального программирования и историей уничтожения народов Америки, Манчжурии, с планами Гитлера: «Для русских водка и табак», с другими фактами. Из самой теории социального программирования автор разбирает лишь убеждения, игнорируя триединство запрограммированности (Установка, Программа, Убеждения). Об установке обстоятельно (даже слишком) написал Е.Г. Батраков, очень глубоко изучающий проблемы алкогольного программирования. Советую Фролову познакомиться со статьей Е.Г. Батракова в газете «Подспорье» за июнь 2022 года.
Следует сказать, что в отношении социального программирования ошибается, и ошибался не только Фролов. Даже брат Г.А. Шичко Александр Андреевич установку относил к конечной формуле программирования. До сих пор находятся соратники, которые во всеуслышание Установку ставят в конец формулы программирования и добавляют (Установка – упаковка). Имея в виду гроб. А ведь установка – это подражание. Ученые с острова Крит установили, что уже через 15 минут после рождения, ребёнок копирует поведение взрослых. Кто этому не верит, может посмотреть видеоролик в моём курсе «10 уроков на телевидении» на сайте «За трезвую Удмуртию – Если хочешь быть здоров».
Беда многих соратников в том, что они считают, что метод Шичко очень прост и туда можно добавлять свои информационные понятия, не изучив как следует сам метод. Всё гениальное просто и метод Шичко вобрал в себя опыт многих ученых предшественников Геннадия Андреевича, но пытаясь «улучшить» метод, который Шичко довёл до простоты автопилота, некоторые соратники дискредитируют его.
Например, Шичко считал, что занятия по избавлению от вредных привычек нужно начинать в клубе трезвости и заканчивать в клубе – содружестве соратников, чтобы избегать срывов. Но многие уже ведут занятия даже через Интернет, забывая про клубы трезвости.
Проалкогольную запрограммированность многие называют условными рефлексами. Это можно сказать про вредные привычки. Но потребность нельзя рассматривать только как вредную привычку. И вот здесь нужно обратить внимание не только на материальный план теории социального программирования, но и на духовную составляющую нашей жизни. Никто из материалистов не может убедительно объяснить суть потребности, то есть сильнейшей тяги к алкоголю. (есть такое объяснение – см. ниже мою статью «Откуда берется тяга» и в газете «Подспорье» № 5(210) статью Е.Г. Батракова «Оболганное тело» – ред.).
Это лучше всего объясняли и объясняют святые отцы православной церкви.

Как возникают в человеке греховные страсти

Святые отцы учат нас, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникают представления смысла или предмета – Прилог, потом принятие его – Сочетание, далее согласие с ним – Сложение; за ним Порабощение от него – Пленение; наконец – Страсть,

Прилог

Иоанн Лестивечник. Филофей Синаит и другие отцы прилогом называют всякий простой помысл или воображение какого-либо предмета, внезапно возникшее в сердце и предстоящее уму. Святой Григорий Синаит говорит, что прилог есть происсходящее от врага внушение, делай то или другое. Или проще сказать – это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум. И как таковой прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы , ни осуждения, потому что он не зависит от нас.

Сочетание

Сочетанием святые отцы называют собеседование с пришедшим помыслом. Это святые отцы считают уже не всегда безгрешным, но оно может быть и похвально, если человек всячески старается противопоставить греховному помыслу противные – благие.

Сложение

Сложением святые отцы называют уже благосклонный от души приём греховного помысла. Это бывает, когда кто-либо примет греховную мысль, вступит в общение и потом склонится через мысленное разглагольствование к тому, что примет вражий помысл.

Пленение

Пленение есть невольное увлечение нашего к греховному помыслу или постоянное водворение его в себе, отчего повреждается наше доброе устроение.
Бывает, что ум уносится лукавыми помыслами, но если ты с помощью Божией можешь возвращаться к делу своему – это не греховно. Второй случай, когда ум не может прийти в тихое и мирное состояние. Это обыкновенно происходит от рассеяности и излишних неполезных дел.

Страсть

Страстью называют такую склонность и такое действие, которые долгое время гнездились в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её.

Человек же приходит в это состояние произвольно и самоохотно и тогда помысл превращается в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями от врага влагаемыми. Это бывает тогда, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лиц, пытающее страсть, и воспламеняет его к исключительному люблению их, так что вольно или невольно человек порабощается им. Причиной сего бывает, как сказано по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Подлежит муке. Итак, подобает каяться и молиться об избавлении от всякой страсти, ибо всякая страсть подлежит муке за нераскаянность.
Обуреваемому какой-либо страстью подобает всеми силами противиться ей, – сказали отцы. Возьмём, например, страсть блудную: кто борим этой страстью к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от собеседника, и от сопребывания с ним, и от прикосновения к его одежде, и от запаха ее. Кто не соблюдает себя от всего этого, тот образует страсть и любодействует мысленно в сердце своём, – сказали отцы: он сам в себе разжигает пламя страстей и, как зверь, вводит в душу свою лукавые помыслы. (Журнал Мгарский колокол 3 110 март 2012 г.)
Иоанн Златоуст писал: «Жестокая беда – пленение ума страстями, о, братья. И если порабощенный человек не утруждает себя подвигом, не трезвится душевно и телесно, то есть умом и сердцем, то не очистит дух Божий его естество. А если не очиститься, не сможет и обрести благодать, горе тебе, окаянный, что губишь себя понапрасну…». Так что задача преподавателя на курсах по Г.А. Шичко, готовить человека к подвигу, к покаянию, к трезвению.
И, конечно, каждый сознательный трезвенник должен постоянно жить в трезвении, то есть самосовершенствовании, очищать себя, стремиться больше знать, учиться, трезветь с прекрасным девизом «Спешите делать добро!»

Николай Владимирович Январский,
председатель РОД «За трезвую Удмуртию»,
зам. председателя Совета старейшин ТД,
действующий преподаватель курсов Г.А. Шичко