КАК В РОССИИ БОРЮТСЯ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Около 42% россиян злоупотребляют алкоголем, причем каждый десятый из них – в возрасте 18-24 лет, следует из данных Первого Московского государственного медицинского университета (МГМУ) имени И.М. Сеченова. Президент России Владимир Путин не раз заявлял, что проблему алкоголизма в стране можно решить.

Рассказываем, как складывается ситуация с употреблением алкоголя в России и как борются с зависимостью от него.

Согласно данным Сеченовского университета, в 2022 году алкоголь в целом употребляли примерно 76% россиян. Из них 35% выпивали умеренно, то есть один-два раза в месяц, но остальные делали это чаще или помногу сразу, а 4% – каждый день или почти каждый день. Только 13% россиян вообще не употребляли алкоголь. И еще 11% бросили пить, из них 4% – из-за проблем со здоровьем.

В целом официальная статистика свидетельствует, что употребление алкоголя в России из года в год устойчиво снижается. По данным Министерства здравоохранения, в период с 2008 по 2021 год потребление алкоголя сократилось с 15,7 л в год на душу населения до 9,1 л. При этом смертность от его потребления за это время среди мужчин снизилась на 39%, среди женщин – на 36%. Позитивные сдвиги – в том числе следствие государственной политики. Например, за эти 14 лет в России практически полностью запретили рекламу алкогольной продукции.

На очередном заседании Межфракционной рабочей группы в Госдуме по защите здоровья граждан от алкогольной, табачной и наркотической угроз в конце 2022 года ее участники указывали, что тема борьбы с зависимостями сейчас также важна в контексте успешного проведения специальной военной операции (СВО) на Украине и последующего возвращения участников СВО к мирной жизни.

Немаловажную роль играет и работа общественных организаций, в частности движения «Трезвая Россия», которое недавно отметило десятилетие. В выступлении по случаю этой даты один из лидеров движения, депутат Госдумы Султан Хамзаев отмечал, что алкоголь убивает около 450 тыс. россиян в год. Организация также ведет собственную базу данных по употреблению алкоголя. Хамзаев поясняет, что у каждого из профильных ведомств – Минздрава, МВД, Роскомнадзора, Росстата и Росалкогольрегулирования – своя система учета, а «Трезвая Россия» обобщает эти сведения и приводит к общему знаменателю. Согласно данным организации, по итогам 2022 года меньше всего от алкоголизма страдали жители регионов Северного Кавказа: Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики. А вот больше всего алкоголя в 2022 году употребляли в Сахалинской области, Чукотском автономном округе, Курганской области, Республике Бурятия и Ненецком автономном округе.

Хамзаев обращает внимание, что каждое третье преступление в России совершается под влиянием алкоголя, а среди молодежи – даже каждое второе. Законодатель является сторонником повышения минимального возраста для покупки алкоголя с 18 лет до 21 года. С такой инициативой не раз выступали и депутаты Госдумы, и общественники, однако пока она до принятия так и не дошла. По мнению Хамзаева, этой норме создают препятствия чиновники, полагающие, будто этим они защищают интересы бюджета. Хотя сам он утверждает, что на один «пьяный» рубль доходов в отечественную казну приходится 13 рублей убытков.

Что говорят врачи

Врачи-наркологи в беседе с ТАСС отметили, что проблема алкогольной зависимости в России всегда была актуальной. Но повышение минимального возраста для покупки алкоголя не просто не решит ее, а может создать дополнительные проблемы.

Врач-психиатр, нарколог Александр Ковтун отметил, что Россия всегда была довольно «пьющей» страной, но за последние 10-15 лет ситуация значительно улучшилась. Это произошло благодаря государственному регулированию: запрет на торговлю спиртным в ночные часы, ограничение точек продажи, маркировка. «Это, безусловно, уменьшило количество контрафакта. Алкогольных психозов, отравлений стало меньше, токсикологические отделения разгрузились», – пояснил он. Однако повышение минимального возраста покупателей алкоголя Ковтун считает избыточной мерой. «В части статистических сведений объемы продаж уменьшатся, но, с другой стороны, все, что будет запрещено, перейдет в нелегальный оборот»*, – добавил он.

С ним также согласился психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук Игорь Лазарев. По его словам, подобные меры должны быть хорошо продуманы, иначе они приведут к тому, что молодые люди начнут покупать контрафактный алкоголь, а это в свою очередь повлечет за собой рост числа отравлений. По мнению Лазарева, для снижения заболеваемости алкоголизмом нужно проводить больше профилактических мероприятий, информационно-разъяснительной работы. «Очень важно информировать не только по поводу алкоголя и наркотиков, а вообще что такое зависимость. Какие признаки, какие стадии, чем опасны. Многие люди пьют и думают, что пьют, потому что им нравится. А у них на самом деле зависимость, которую они не осознают и которая требует лечения», – сказал он.

Врачи отмечают, что в подавляющем большинстве случаев люди не могут справиться с алкогольной зависимостью самостоятельно.

По данным Хамзаева, в государственной системе здравоохранения в России имеется около 3,8 тыс. коек для реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией, при этом в частном секторе их около 50 тыс. Депутат отметил, что борьба с алкоголизмом в целом должна строиться на четырех ступенях: профилактика, борьба с контрафактом, лечение и социализация после лечения. В Министерстве здравоохранения на запрос ТАСС о предпринимаемых государством мерах по борьбе с алкогольной зависимостью, а также о доступности реабилитационной помощи для таких больных не ответили.

Врачи отмечают, что есть еще одна проблема: люди боятся обращаться за помощью, чтобы не попасть на учет. «Система помощи зависимым, на мой взгляд, находится в определенном упадке, потому что люди боятся встать на учет и обращаются за помощью, только когда уже совсем деваться некуда. Это приводит к тому, что они выпадают из поля зрения», – рассказал Лазарев. По его мнению, необходимо повышать доступность именно анонимной помощи зависимым. Врач также отметил, что здесь необходимо действовать в комплексе, чтобы клиническая и последующая реабилитационная помощь были единой системой.

Выход есть: кто и как помогает его найти

На сегодняшний день самым популярным, доступным и эффективным методом лечения алкогольной зависимости во всем мире считается 12-шаговая программа анонимных алкоголиков (АА)**, рассказал ТАСС москвич Андрей, работающий по такой программе и не употреблявший алкоголь более 20 лет. Это строго добровольное объединение людей для решения общей проблемы. 12 шагов предусматривают, прежде всего, признание зависимости и неспособности избавиться от нее своими силами. Поэтому и требуется взаимопомощь: люди выздоравливают сами, помогая другим.

Участие в программе совершенно бесплатное, единственное условие – желание бросить пить. Практика показывает, что для успешного выздоровления необходима способность быть честным – хотя бы с самим собой. В программе этому тоже учатся, а наградой, по словам Андрея, становится умение вести не просто трезвую и спокойную, но и «счастливую, радостную и свободную» жизнь.

Участники движения АА объединяются в группы, а часто и основывают реабилитационные центры, где могут привлекать к работе профессиональных врачей. Но программа как таковая не является и не стремится быть профессиональным объединением. Всего в России, по данным самого движения, насчитывается около 800 групп АА. В последнее время люди все активнее встречаются не только лично по месту жительства, но и в виртуальном пространстве – по правилам АА выздоравливающий может посещать собрание любой группы по всему миру.

Среди реабилитационных центров, которые работают по программе психотерапевтической реабилитации и в том числе по программе 12 шагов, один из старейших бесплатных и самых известных – «Дом надежды на Горе» в Ленинградской области. Член правления центра Марианна Ильина рассказала ТАСС о его принципах работы.

«Дом надежды на Горе» работает с 1996 года, за это время реабилитацию прошли более 8 тыс. человек. Всего в центре 30 мест – 20 мужских и 10 женских. Мужчины и женщины живут в разных корпусах и даже обедают за разными столами, встречаясь только на программных занятиях. Ильина отмечает, что это необходимо для полной концентрации на программе.

Курс реабилитации рассчитан на 28 дней. По словам Ильиной, уйти можно в любой момент. При этом 82% поступивших на реабилитацию заканчивают курс полностью. «Мы никого не удерживаем насильно. Это всегда личное решение и ответственность человека», – отметила она. Участники программы находятся под круглосуточным наблюдением консультантов. Основную часть времени участники работают в группах с консультантами по химической зависимости, которые имеют личный успешный опыт борьбы с зависимостью и говорят с выздоравливающими на одном языке, что повышает доверие к программе. Наиболее сложные и деликатные моменты прорабатываются в так называемых малых группах. Ильина отмечает, чтобы попасть в дом, человек обязательно должен сам желать освободиться от зависимости. «К нам поступают люди с высокой мотивацией, – пояснила она. – Если родственник приведет и скажет, мол, возьмите – мы не возьмем. К нам поступают, соблюдая минимум десять дней трезвости. Далее нужно приехать на интервью или пройти его по телефону, сдать анализы крови и получить заключение терапевта».

«У нас очень уважительно относятся к реабилитантам: не важно, бездомный это человек или бизнесмен. Всех называют «на вы». Центр светский, но при этом на территории дома есть часовня. А еще раз в месяц в доме проводятся творческие встречи, на которые приезжают выступать известные музыканты. По субботам выздоравливающих могут навещать родственники, но перед этим они должны посетить открытую программу для созависимых», – добавила Ильина.

Дом также сотрудничает с медицинскими учреждениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Функционирует центр за счет добровольных пожертвований, в том числе за счет поддержки предпринимателей. Но средств хронически не хватает: люди гораздо охотнее поддерживают социальные благотворительные проекты, направленные, например, на помощь детям-сиротам, чем зависимым или другим стигматизированным группам. Ильина отметила, что, по данным исследования Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, в 40% случаев под опеку в специализированные учреждения дети попадают из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Хотя на родине движения АА – в США, по словам специалистов, социальная стигматизация постепенно изживается.

«Кто сказал, что, если человек болен алкоголизмом, у него один путь – умирать? Никто не мечтает стать алкоголиком. Мы помогаем людям с алкогольной зависимостью научиться жить в трезвости и вернуться к полноценной жизни. АА считается самым эффективным методом борьбы с алкогольной зависимостью в первую очередь потому, что он самый доступный. Это группы взаимной поддержки – сообщество людей с одним и тем же заболеванием, эти люди говорят на одном языке», – отмечает Ильина.

Врачи также признают эффективность данного метода, но скорее как вспомогательного.

«Если человек находится в систематическом запое, ему сначала нужно оказать медицинскую помощь, базовую реабилитационную. И потом уже на этапе ресоциализации, возврата в социум, мы таких людей интегрируем в эти группы, они есть практически в каждом городе», – отметил Игорь Лазарев.

По мнению Александра Ковтуна, эффективность этой программы заключается в ее системности: она позволяет человеку решить проблемы на медико-биологическом, социальном и духовном уровнях.

А для самих участников программы АА главное в том, что выход есть, он известен и доступен всем, кто реально готов им воспользоваться. Видимо, это же, в конечном счете, должно быть наиболее важным и для властей страны, стремящихся решать демографические и социальные проблемы, всемерно улучшать показатели здоровья, благополучия и качества жизни россиян.

Варвара СОБОЛЕВА,

http://www.demoscope.ru/weekly/2023/0981/gazeta012.php

Примечания редакции.

* «…все, что будет запрещено, перейдет в нелегальный оборот», – главная отговорка наркологов и чиновников присутствует и здесь.

** «…самым популярным, доступным и эффективным методом лечения алкогольной зависимости во всем мире считается 12-шаговая программа анонимных алкоголиков (АА)», – конечно же, о методе Шичко никакого упоминания, как будто его не существует.

Добавить комментарий