7 июля 2023 года в Красноярском крае, в 6 км от города Дивногорска и 30 км от Красноярска, в посёлке Усть-Мана, состоялся мини-фестиваль неформального Красноярского регионального общественного движения «Трезвая Сибирь», в поддержку всероссийского общественного Движения «Культурный фронт России», созданного и возглавляемого, нашим соратником, депутатом Государственной Думы РФ, народным артистом Николаем Петровичем Бурляевым. Это был пробный, наспех организованный социокультурный спич, провозглашённый трезвенниками. По количеству участников, мероприятие можно отнести к творческой встрече единомышленников, а по форме к туристическим посиделкам. Но организаторы заявляют, что прошёл именно Первый трезвеннический музыкально-поэтический фестиваль искусств. То есть, за ним последует второй, третий и последующие. Всё ещё только начинается, и впереди у проекта великое будущее: он может перерасти в ежегодный музыкально-поэтический фестиваль национальной культуры, трезвости и здоровья Енисейской Сибири, а там и до всероссийского фестиваля Трезвой России недалеко. Да, глядишь, и до международного уровня дотянется. Мечтать, как говорится, не вредно. Дай-то Бог! Большому кораблю – большое плаванье.
Несмотря на немногочисленность участников, по сути, так оно и есть: фестиваль. Во-первых, была задумка, которая много лет билась о стенки черепной коробки, как птица в клетке, а тут вырвалась на волю и запела. Во-вторых, были люди творческие, единомышленники, стремящиеся вести трезвый образ жизни, в меру своего понимания. Но, самое главное, не равнодушные к горю народному, которые выражали свои чувства и переживание где-то в одиночестве, строками поэтических ритмов, пришедших «на ум», заполняя блокноты, тетради, обои, салфетки. Были те, кто, мурлыча под нос свои мелодии, заставлял вибрировать пространство исходящей болью или восторгом торжества; и те, кто гаммами, да аккордами, пробуждал души гитар, баянов и гармоней, скрипок и других музыкальных инструментов, зазвучавших духом правды, мучительно научая плакать и смеяться, требовать и восставать, побуждая вместе с собой волноваться и слушателей. Были те, кто делился своим восприятием через краски и зрительные образы, передавая переживание в образах картин. В-третьих, было шикарное место, которое терпеливо ждало своих талантливых друзей. И вот, наконец-то, они собрались вместе, сели рядом, взглянули в глаза друг друга, улыбнулись, открыли сердца и… О, чудо! МИР НАЧАЛ МЕНЯТЬСЯ!!!
Посёлок Усть-Мана небольшой, но приветливый, расположен на оживлённой трассе, сбегающей с Саян, стоящих на вытяжку пред Енисеем. Добраться сюда можно на автомобильном, водном или железнодорожном транспорте, а то и пешком, либо сплавляясь с верховьев реки Мана, протяжённость которой 457 км, петляющей между скалистых гор, через таёжные массивы. Скорость течения в верховьях реки 7 км/час, приближаясь к устью до 4 км/час, что, сравнительно, безопасно для путешественника, желающего перебраться на другой берег вброд. На удивление туристов, впервые оказавшихся в этих местах, наблюдающих, как подростки местами преодолевают водную преграду, ширеной около 100 м, как Христос, идя «по воде, аки по-суху», когда глубина не выше колена. Долго ещё рот остаётся открытым, пока ум ротозея не признает, что сие волшебство – воочию правда.
Собственно, не стоит шибко нервничать, так как тайна заключается в самом названии реки – Мана, что обозначает, как сверхъестественная сила, энергия. Сказывают, что её носителями могут быть отдельные люди, и даже животные, или различные предметы. Уверяют, что с помощью маны можно добиться успеха в любви или победы в сражении, излечиться от болезни, вырастить обильный урожай, повлиять на погоду и т.д. Не случайно термин употребляется в религиозных книгах, в качестве образа небесной благодати, пищи богов, некогда дарованной людям; в меланезийской и полинезийской мифологии мана представлена, как духовная жизненная или целительная сила, которая пронизывает вселенную. Много чего ещё можно узнать про это слово, даже «порывшись» в Интернет. Ищите, как говорится, и обрящете.
Впрочем, чтобы читателю понять, какой мощью и целеустремлённостью наполняется разум и душа человека, достаточно взглянуть на председателя СБНТ Владимира Георгиевича Жданова. Он, если не ошибаюсь, уже около полувека непременно купается и сплавляется по реке Мана, она же в ответ награждает того, за верность и преданность ей, любовью, излучающейся через него на весь род человеческий. Во как!
Наш соратник, Писарев Алексей Геннадьевич, тот самый, который перебрался из Красноярска в Дивногорск, где мечтает построить Храм Трезвости в центре России, в дивных горах на берегу великой русской реки Енисей, много лет ходил неприкаянным, где-то рядом, поодаль, а вроде как вместе. Мы вели дружеские беседы, часами разговаривали по телефону, пока вдруг не прояснилось сознание, и тот не заразился трезвостью. Возможно, что каким-то образом и «модная болезнь» дала о себе знать, которая трижды валила того с ног. Многое тогда передумал человек, переоценил, переосмыслил. А ведь и он, любитель и завсегдатай сплавов по Мане, тысячу раз исшагал посёлок Усть-Ману вдоль и поперёк. На его глазах, появилась на пустом месте церквушка в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Да, мало ли их ныне на Руси строится.
Вот и этот одноглавый столпообразный храм в духе древнерусского зодчества, по задумке, молитвами и под попечением генерал-лейтенанта милиции Б.В. Петрунина, и финансовой помощи других меценатов, строилась с 2009 года. А тут, вдруг, по прошествии 10 лет её освящения, раб божий Алексий, после продолжительной ковид-болезни, зашёл в храм, стоящий на скале, и обнаружил, что из-под него вытекает родник. Каково же было его удивление, когда оказалось, что это есть святой источник в честь Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Это открытие шокировало странника, и он долго не мог успокоиться от этого известия, и звонил-звонил друзьям, знакомым, соратникам, родным, спеша поведать о произошедшим с ним чуде. Кстати сказать, освящение водного источника на территории храма Покрова Пресвятой Богорродицы в п.Усть-Мана, состоялось после Божественной Литургии в день памяти усекновения главы Пророка,– 11 сентября 2019 года, настоятелем Знаменского Храма Дивногорска, протоиереем Димитрием Карнауховым, в сослужении священника иерея Сергия Разуваева. Напомним, что православный люд, в знак противления злу, исходящего из человека, всегда сопровождающего винопитие, ежегодно 11 сентября празднует, как Всероссийский День трезвости, предостерегая тем малодушных смертного греха.
Как утверждает А.Г. Писарев, именно святая вода этого источника во многом оздоровила его физически, но, более того, болезненный обрёл своё новое личностное: душевное и даже духовное, качество: ни с того, ни с сего он стал сочинять песни и исполнять их на шестиструнной гитаре. В настоящее время в его репертуаре уже более трёх десятков настоящих шедевров антиалкогольной и антикурительной тематики. Желающие могут познакомиться с его творчеством в ВК.
После озарения и одухотворения свыше, в 2022 году им была предпринята попытка провести праздник Трезвости в Усть-Мане, и, несмотря на то, что количество участников было ничтожно мало, праздник состоялся.
Выше было сказано, что среди красноярских трезвенников и их соратников, много творческих личностей. Поэтому, после появления очередного песенного каскада, мною было принято решение, и согласованно с новоявленным творцом, провести Первый трезвеннический фестиваль, именно в день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Причём именно возле церкви, рядом со святым источником. После объявления о мероприятии и предварительного созвона, к назначенному времени, участники робкими шагами прибыли к месту сбора: святому источнику.
На наше счастье, в храме шла литургия, которую вёл иерей Сергий Разуваев. После службы у иконы Предтече и Крестителю Господню, возле родника, мною было получено благословение на проведение мероприятия. После чего, по воле Божией, произошло наше знакомство с местной творческой интеллигенцией, и к нам присоединился коренной житель, 63 года тому назад родившийся в Усть-Мане, художник Валерий Леонидович Ковгер. Можно сказать, что со знакомства с ним и начался наш фестиваль.
Хотя нет, он начался ещё раньше: с помещения красноярцами в столице края сквера, заложенного Горелик Виталием Викторовичем, в честь памяти трёх губернаторов и главы города, помогавшим чернобыльцам. Более трёхсот названий одних только цветов, а ещё пятьдесят четыре прижившихся дерева, в городских условиях, не считая двух молодых дубков, высаженных накануне, были вынянчены руками нашего соратника. Который, уже три года, ежедневно заботится о своём детище, ухаживает за ними, как за малым дитё, поливает, пропалывает, делает обрезку, охраняет от вандалов и т.д.
Вот ему-то, писателю-трезвеннику, помогавшему, некогда, Красноярскому отделению всероссийского общества «Трезвости и здоровья», отрезвлять людей, точнее помогать им «бросить пить», врачу, окончившему военный факультет Томского медвуза, было доверено «задать тон», после коротких слов открытия, музыкально-поэтического фестиваля, все участники которого уместились на камешке под храмом с родником.
«Трезвость» – с этого стихотворения, написанного ещё в 1986 году, прозвучавшего над Маной колокольным звоном, началась творческая встреча единомышленников.
Борьба за трезвость – есть ли дело,
Среди насущных дел важней?
От красных вин, от водки белой
Страдает множество людей…
Плоды «культурного застолья»
Слепцам лишь только не видны, –
Проблема пьянства стала болью,
Пятном позора для страны!
И полетели к Енисею, и дальше на Север, к Ледовитому океану, по морскому пути, огибающему Россию с севера и востока, боль, исходящая от сердца, за наш народ, его судьбу, тревога за нашу страну, с тем, чтобы вместе с солнышком, его лучами, изгонять зло – вон из Русской Земли, очищая народы светом правды, на ней живущих!
Сказать я вам правду, считаю уместно, –
Пьянство с преступностью связано тесно.
Пьём ежедневно не сок и не квас –
Пьянство, что свинство, царит среди нас.
Способствует пьянству правительство наше –
Пьяный народ ведь министрам не страшен.
К водке и к спирту народ наш приручен –
Они – (власть считает) – наркотиков лучше.
Вокруг каждой школы – с десяток ларьков –
В них вина и водка, табак и «пивко».
Владеют же ими «князьки» да «царьки».
Кто право им дал там поставить ларьки?
От пьяной заразы глупеет народ…
С кем же мерзавцы свой делят доход?
Ответ всем понятен… А мне не понять –
В пьянстве народа кого обвинять?..
(«Неудобная правда», 1999)
… Следом за «человеком в шляпе интеллигентного вида», «загуслярил» Алексей Геннадьевич Писарев, торжеством звучания властно утверждая «Гимн трезвости»:
Славься трезвеющий русский народ!
Славьтесь борцы за народную трезвость!
Бог нас собрал – и вперёд поведёт!
К вере добру и надежде!
Пьяницы, которых было полно близ водной купели, засмущались и, пряча открытые бутылки, крадтче стали покидать насиженные места.
А следом неслось:
Жизнь прекрасна и счастлива,
Если ты не выпил пива!
И идешь миролюбиво,
Возвращаешься домой!
Ты в компании не лезешь,
Не шумишь, и не дерёшься,
И давно в «гробу ты видел»
Вообще весь алкоголь.
А затем, зловещее предупреждение:
Он выпил рюмку и его «понесло».
Потом добавил, и «крышу снесло».
Потом отправился «чертей убивать»,
А после этого залез под кровать!
А мне не надо, мне не надо, мне не надо!
Я никогда не пью и т.д.
Были исполнены «Герой», «Правда для курильщика», «Охота на людей» и другие музыкальные композиции самодеятельного автора.
Поэтесса и художник Лариса Михайловна Саламаха прочитала стихи собственного сочинения, из цикла «Исповедь»:
Прости, что редко прихожу в Твой храм
Всё суета, неразбериха…
А потом:
Любите тех, кто молится за вас.
Цените, с годами их становится так мало.
Не обижайте тех, кто жизнь отдаст за вас.
И тех, кто кажется под час, заботой докучает нас,
Её, со временем, до боли не хватает…
И другие произведения.
Художник-карикатурист Игорь Жоресович Трошев прочёл своё новое стихотворение «Шальные бесы», о несчастном, который 20 дней ведёт трезвый образ жизни, «не пьёт», но в день получения пенсии срывается и «уходит в запой». И такое повторяется с ним много лет подряд.
Шальные бесы подойдут
Мою подавят волю,
Возьмут меня и понесут
В «Бристоль» за алкоголем.
Аккомпанируя себе на гитаре, автор исполнил две песни: «Дорога в никуда», про парня, который начинает свою пьяную жизнь с «Пивного причала», и через непродолжительное время «ползёт туда, где продаётся всякая бурда». На «краю пропасти» он понимает, что не надо ходить туда, «где можно без труда, купить себе и пива, и вина». Песня «Жизнь алкоголика», исполняется под мелодию популярного шлягера «Синий иней», и повествует о спившемся и совсем опустившемся любителе спиртного, потерявшем человеческий облик, ставшим алкоголиком.
Захотелось водки – срезал провода
Взял бутылку «белой», выпил, как всегда, о-о-о-о.
И очнулся в луже грязно синей.
Следом представила свои стихи Ольга Александровна Колесник, прочитав «Эпоха страшная»:
Эпоха страшная настала
Безумье одержало верх.
Земля, наверное, устала,
И сбросит нас однажды всех…
А затем продекламировала трагичное произведение «Ребёнок», и другие:
Ребёнок смотрит на меня
И горько плачет
А чей он? – не могу понять
Приснился значит.
Подумаю я, и пойму, – он с Украины.
Ведь «Киев» там ведёт войну
Донбасс в руинах…
Эту же тему продолжил гитарист, автор-исполнитель Григорий Иванович Кулаков, представивший на суд слушателей своё творчество, в том числе, «Гимн трезвенников».
После обеденного перерыва на природе, и купания в прогретой Мане, состоялось коллективное посещение художественной выставки члена Творческого союза художников Валерия Леонидовича Ковгера! Сей творец родился 19 июля, в 1960 году в поселке Усть -Мана. Отец работал бульдозеристом в Манской сплавной конторе, мать инспектором отдела кадров в той же организации. Родители приехали на строительство Красноярской ГЭС. Здесь ребёнком он учился в средней школе, которую нынешняя власть ликвидировала, а занятия совмещал с уроками рисования в изостудии г. Дивногорска. По окончанию школы поступил в ПТУ – 42, где учился на сварщика- монтажника.
После прохождения срочной службы работал в органах МВД. В 1983 году перешел в Манскую сплавную контору на должность художника-оформителя. Настоящая творческая работа подтолкнула молодого художника посвятить себя искусству целиком. В 1985 году он поступает в художественное училище им. В.И. Сурикова. После окончания учебы работает резчиком по дереву в художественной мастерской. С 1993 года до настоящего времени работает художником в Доме культуры в родном поселке Усть-Мана. Помимо того, что обучает детвору рисованию и резьбе по дереву, он активный участник творческой жизни: проводит мастер- классы, участвует в городских и краевых выставках. Картины кисти Валерия Ковгера украшают собой музеи и частные собрания любителей пейзажной живописи из многих стран мира. Вдохновляющая тема его творчества – родная природа, сотни картин которой радуют глаз посетителей выставок.
С благодарностью размышляю о друзьях, которые поддержали начинание: Алексей Геннадьевич Писарев, Евгений Григорьевич Торопов (Дивногорск), Валерий Леонидович Ковгер (Усть-Мана), Ольга Александровна Колесник, Игорь Жоресович Трошев, Лариса Михайловна Саламаха, Виталий Викторович Горелик, Григорий Иванович Кулаков (Красноярск). И душа поёт:
В Енисей впадает Мана.
Я сижу на бережке.
Со мной рядом всегда мама,
Сын играет на лужке.
Там же дочки веселятся,
Под присмотром у жены.
Вам хочу признаться, братцы,
Чувства нежные важны.
Тёплые, как Мана,
Строги, как Енисей.
Заживляют раны,
Взрослых и детей.
Завещали предки:
Будь трезв всегда!
Вырастают детки.
Жизнь, как с гор вода!
Очень надеемся, что на будущий год вы к нам приедете, и мы вместе устроим праздник.
Сергей Сергеевич Аникин