Курение: необходимо выбрать стратегию «конца игры»

В 2013 году в России был принят антитабачный закон. По данным ВЦИОМ, важная законодательная мера позволила сократить долю курящих россиян с 41% до 30%. Число бросивших курить выросло вдвое – победой над пагубной привычкой сегодня может гордиться каждый пятый. Омрачает картину тот факт, что действие закона, очевидно, имеет ограниченный ресурс: впоследствии темп снижения показателей замедлился. Эксперты констатируют актуальность проблемы среди молодых россиян. Какие меры нужны сегодня для более эффективной борьбы с курением – в комментарии Андрея Дёмина, президента Российской ассоциации общественного здоровья, профессора Института лидерства и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, эксперта ВОЗ, соавтора доклада Общественной палаты Российской Федерации «Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления» и книги «Россия: Дело табак. Расследование массового убийства. Первое специальное независимое расследование социально опасного бизнеса в национальных интересах: малоизвестные факты, анализ, рекомендации».

Пока мы проигрываем

Нам всем необходимо в полной мере осознать опасность фактора риска потребления табачной и иной никотинсодержащей продукции. По оценкам исследования «Глобальное бремя болезней», в 2019 г. в связи с употреблением психоактивных веществ – табака, алкоголя и наркотиков в мире погибли более 12 млн. человек, в том числе от болезней, вызванных потреблением табака как ведущего управляемого фактора риска 9,71 млн. В России от употребления табака погибает ежегодно более 300 тыс. человек, в том числе более 30 тыс. женщин от пассивного курения, 750 тыс. теряют здоровье. Более 10 млн. россиян живут с болезнью, вызванной употреблением табака. Лавинообразно нарастает аналогичный ущерб от употребления выведенных на рынки российскими законодателями нагреваемого табака, электронных сигарет и «леденцов» с никотином.

Практически 90% потребителей табачной и иной никотинсодержащей продукции приобретают никотиновую зависимость, по силе превосходящую героиновую, к 25 годам. Самые уязвимые – наши дети и молодые люди в возрасте 14-25 лет. Именно на них направлены главные усилия табачной/никотиновой промышленности и ее продажных союзников. По авторитетным данным, более чем в половине стран мира курение среди молодежи не сокращается. К сожалению, в нашей стране такой положительной динамики эксперты также не видят. Опыт показывает, что продвижение новой продукции табачным и никотиновым бизнесом проводится в первую очередь среди детей и молодежи, женщин, что недопустимо. Решение проблемы – в эффективной защите детей и молодежи от наркотической продукции.

Людям в ремиссии нужна помощь

Не менее важное направление – помочь зависимым людям. Современная медицина говорит о том, что зависимость от табака и иной никотинсодержащей продукции – болезнь, которую необходимо незамедлительно лечить, как и другие болезни человека. С одной стороны – это, в основном, детская болезнь, как уже сказано. С другой – это наркологическое заболевание, серьезное поражение центральной нервной системы, поведенческого и психического здоровья человека, из области психиатрии. Полное излечение невозможно, большим успехом считается достижение ремиссии хотя бы на год, с сохранением пожизненной угрозы рецидива. Всю оставшуюся жизнь человека, система здравоохранения, семья, близкие и коллеги должны удерживать его от возвращения к употреблению этого наркотика. Необходимые лечение и реабилитация требуют масштабного финансирования, ведь речь идет о десятках миллионов зависимых людей, каждому из которых может потребоваться не одна попытка. Реальный источник денег, по международному опыту – судебные иски к табачной/никотиновой промышленности о возмещении ущерба здоровью и жизни людей, высокий акциз на эту продукцию. Сегодня 2,5 млрд. населения планеты уже получают необходимую лечебно-реабилитационную помощь, и нам надо к ним поскорее присоединиться.

Не существует «менее вредных» табачно-никотиновых продуктов

Мы должны честно доносить до населения: не существует менее вредной табачно-никотиновой продукции. В этом вопросе есть только «черное» и «белое». Точно известно, что табачная и иная никотинсодержащая продукция опасна и вызывает массовые отравления, в том числе среди детей. Нет научно обоснованных подтверждений, что нагреваемый табак и электронные сигареты характеризуются пониженным риском для здоровья при потреблении, как об этом лжет табачный/никотиновый бизнес. Еще одна ложь – что нагреваемый табак и электронные сигареты используются для отказа от курения табака. В действительности, ни в одной стране мира такая продукция не зарегистрирована и не применяется государством для этих целей, что подтверждает ВОЗ.

Не только электронные сигареты, но и различные устройства с нагреваемым табаком и «леденцы с никотином» – чрезвычайно выгодный для табачных компаний товар, и бизнес ориентирован на его максимальное распространение. Сегодня на уровне федерального законодательства и технических регламентов Евразийского экономического союза производители стремятся  записать  такую продукцию как якобы менее вредную, по сравнению с курением, и получить под это налоговые и иные регуляторные льготы.

Табачный бизнес vs власти: необходима жесткая позиция

Необходимы решительные меры по регулированию табачной/никотиновой промышленности: от повышения акциза для исчерпания ее прибыльности, до полного запрета новых форм дозы наркотика никотина, в том числе нагреваемого табака и электронных сигарет. Нам следует на государственном уровне принять стратегию «конца игры», которая уже существует в десятке стран. Цель стратегии – сокращение распространенности употребления табачной и иной никотинсодержащей продукции до 5% и менее. В действующей российской концепции установлена цель только по табачной продукции – к 2035 г. снизить распространенность ее потребления среди населения до 21%.

Мы видим, что табачный бизнес продолжает радовать своих акционеров. В целом никакие ограничения пока не повлияли на доходность акций табачных компаний, туда вкладываются инвесторы. Наибольшие выгоды им, на фоне сокращения продаж сигарет, приносят продажи нагреваемого табака, электронных сигарет и «леденцов» с никотином: эта продукция для компаний в среднем в три раза прибыльнее обычных сигарет. Поэтому бизнесмены из кожи вон лезут, чтобы иметь возможность ее производить, продвигать и продавать – не только в нашей стране, но и во всем мире, но не везде получают должный отпор в интересах общественного здоровья.

Практически весь внутренний рынок новой табачной и никотинсодержащей продукции в России находится в криминальной, серой зоне, без уплаты налогов, с использованием полулегальных схем импорта никотиновой жидкости и концентрированного никотина, устройств для их потребления, поэтому запрет такой продукции, по сути, – необходимая государству и обществу борьба с преступностью. Существующий рынок такой продукции по-прежнему очень ограничен, и ее оборот можно ликвидировать без потерь. Об этом свидетельствует недавний опыт стремительного запрета в России оборота «леденцов» с никотином, в связи с массовыми отравлениями детей. Этот запрет не отразился сколько-нибудь отрицательно ни на торговле, ни на рабочих местах, ни на экономике, и повысил авторитет органов государственного управления среди населения. Многие десятки стран мира уже запретили новую табачную и никотинсодержащую продукцию, и число этих стран растет.

Пора понять, что здоровый образ жизни есть невозможность сделать нездоровый выбор, полумеры ведут к поражению. Для защиты жизни и здоровья людей от табачной и никотиновой угрозы, следует принять стратегию «конца игры» к 2030 году, ввести госмонополию под контролем Минздрава России, запретить участие табачного/никотинового бизнеса в подготовке законодательства по защите здоровья населения в России и ЕАЭС, осознать опасность никотина, повысить акцизы до уровня, ликвидирующего прибыльность производителей, защитить детей и молодежь, повысить возраст продаж до 26 лет, запретить нагреваемый табак, электронные сигареты, «леденцы» с никотином, иные формы доставки никотина, включая кальяны и насвай, принять госпрограмму по лечению зависимых от никотина, исполнять обязательства по международному зконодательству – Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Правительствам стран-членов ЕАЭС необходимо незамедлительно инициировать присоединение ЕАЭС к этой Конвенции, а также присоединение стран-членов ЕАЭС и собственно ЕАЭС к Протоколу о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. Также Правительствам всех стран-членов ЕАЭС необходимо инициировать ревизию торговых и инвестиционных соглашений всех уровней (регионального, национального и наднационального) на предмет ликвидации льгот и привилегий для табачного и никотинового бизнеса, в частности, запрета прямых иностранных инвестиций, повышения таможенных тарифов и т.п. Также необходимо ликвидировать зависимость доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, в первую очередь – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, от успешности базирующихся у них производств табачной и иной никотинсодержащей продукции.

Дёмин Андрей Константинович,

д.п.н., к.м.н., профессор Сеченовского университета,

президент Российской ассоциации общественного здоровья

Добавить комментарий